Вооруженные столкновение между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе продолжаются с 27 сентября.
Сегодня, как и на протяжении нескольких веков ранее, Кавказ — буферная зона между Россией, Турцией, Ираном и Западом. Ни армяне, ни азербайджанцы не пойдут на необходимые компромиссы. Такое мнение выразила Десислава Русанова, один из ведущих мировых экспертов в области разрешения конфликтов и один опытных сотрудников международной организации по мирным переговорам Inter Mediatе. Статья Русановой опубликована в болгарской газете "Труд".
Возможен ли мир в Нагорном Карабахе?
Эксперт отметила несколько факторов для достижения мирного договора:
- Безвыходное положение, вредное для обеих сторон;
- Точки соприкосновения для возможного достижения согласия;
- Широкая поддержка в собственной стране и со стороны сторонников внутри и за пределами страны;
- Благоприятные геополитические обстоятельства. Великие силы должны прийти к общему согласию в том, что решение этого конфликта необходимо;
- Политическая воля и сильное руководство с обеих сторон.
В настоящее время ничего из этого в ситуации с нагорно-карабахским конфликтом нет, пишет автор.
На практике это означает, что поддержание конфликта будет обходиться обеим сторонам дорого, они не смогут качественно улучшить свои позиции, поэтому будут вынуждены искать способы разрешения конфликта. В течение последних почти 30 лет для Армении, Азербайджана, а также для территории Нагорного Карабаха сохранение статус-кво было меньшим риском, чем его изменение.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию в Армении и Нагорном Карабахе, и несмотря на политически невыгодный для экономически процветающего Азербайджана факт, что 20% его территории не находятся под его контролем, изменение статус-кво обойдется всем дороже.
Как пишет Русанова, самым важным для Азербайджана в мирном договоре является гарантия того, что Нагорный Карабах — часть территории Азербайджана. Самым важным для Армении является сохранение Нагорного Карабаха за пределами территории Азербайджана.
В этом условии больше всего противоречий. На Кавказе переплетаются интересы Турции, России, Ирана и Запада. Нагорный Карабах попадает в контекст общей динамики нынешних отношений между Россией, Турцией, Ираном и Западом — сложного конгломерата процессов, начинающихся на Кавказе, проходящими через Сирию до Ливии, и процессов, начинающихся в Грузии, проходящих через Украину до Беларуси.Страны преследуют геостратегические интересы, такие как управление политикой, физическое присутствие (военные базы, корпорации), нефтегазовая инфраструктура."Народы Азербайджана и Армении не готовы идти на многие уступки, а именно они необходимы для подписания мирного договора", - полагает Русанова.
Даже если один из президентов захочет пойти на политический риск и начать мирные переговоры для разрешения конфликта, все, кто принимал участие в мирных переговорах, знают, что самые трудные переговоры — это не переговоры с противником, а со своей собственной страной.
Даже при самом сильном руководстве в обеих странах возможности любого президента (или премьер-министра) по вопросу Нагорного Карабаха очень ограничены. Нагорный Карабах стал вопросом идентичности и для армян, и для азербайджанцев, так что у любого лидера, кем бы он ни был, очень мало пространства для маневра в этом вопросе. Тем более, когда отсутствуют все остальные вышеперечисленные факторы — нет вредной для обеих сторон тупиковой ситуации, нет благоприятного стечения геополитических факторов, нет точек соприкосновения для возможного согласия, нет поддержки в собственной стране по данному вопросу.