Фёдор Новиков, начальник управления электронного документооборота ФНС России, на вебинаре компании Такском осветил вопросы электронных транспортных документов и рассказал об эксперименте, проводимом Минтрансом России.
Эксперимент начнётся в октябре 2020 года и продлится месяц. В его основе лежит одновременное использование электронных и бумажных документов. Документы будут представляться в информационную систему Минтранса на определённых этапах осуществления перевозки.
Предусмотрена мультимодальность перевозок: в случае, если товар перевозиться разными видами транспорта (железнодорожным, авиа-, автомобильным и т. д.), то формат должен учитывать эту особенность и не требовать от участников перевозки представления других специализированных документов. Помимо этого, эксперимент учитывает возможность осуществления международных перевозок.
Сведения, которые будут поступать в ИС Минтранса, будут использованы для проведения контрольных мероприятий ФНС России.
Как будет выглядеть процесс
Отправитель, перевозчик и получатель будут коммуницировать через операторов ЭДО, участвующих в эксперименте. Операторы будут передавать данные в ИС Минтранса. В последующем этот может быть получен контролирующим органом для соотвествующих мероприятий именно из ИС Минтранса.
В данном эксперименте оператор ЭДО – это не привычный оператор электронной отчётности или оператор обмена УПД и счетами-фактурами. К таким операторам у Минтранса будут свои требования. Это еще раз доказывает необходимость формирования единого понятия и требований к оператору ЭДО – на законодательном уровне.
Планируется, что при получении документа ИС Минтранса будет проводить верификацию данных, которые отражены в документе, с участием ФНС России, МВД и Ространснадзора. Верификация данных не будет являться блокирующим фактором для передачи товара и перевозки. Станет ли это решающим фактором по окончанию эксперимента – решение будет принято позднее.
Как сможет сотрудник ГИБДД ознакомиться с документом? Здесь есть несколько способов.
- В документ будет включаться специальный идентификатор, по которому в ИС Минтранса можно проверить, что такой документ существует. Тогда необходимо оснастить сотрудников ГИБДД соответствующими техническими средствами.
- Демонстрация участником перевозки документа с электронного носителя (планшета и т. п.).
Новая нормативно-правовая база
Чтобы была возможность наряду с бумажными документами формировать электронные, сейчас вносятся изменения в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённые постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272. Предусматривается издание новых документов. Их разработка и утверждение будет происходить совместно с ФНС. Что это за документы?
- Порядок формирования и ведения реестра операторов ЭДО, требования к операторам.
- Порядок и условия передачи оператором электронных перевозочных документов (ЭПД) и изменений в них в государственную ИС ЭПД: то есть по каким каналам, с какой периодичностью оператор передаёт данные в ИС.
- Порядок обмена ЭПД между участниками электронного взаимодействия (хозяйствующими субъектами) и операторами.
- Порядок предоставления доступа к ЭПД, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, с учётом сроков их хранения.
Также планируется разработка форматов перевозочных документов. Разработка формата будет выполняться с участием ФНС России. Это даст возможность представлять эти документы сразу в налоговую службу. Планируется, что формат будет максимально приближен к УПД.
Данный эксперимент будет очень полезен в сфере развития ЭДО, пояснил спикер. Ведь транспортные документы гораздо сложнее по своей структуре и специфике, чем УПД, из-за большого числа их подписантов. Эксперимент позволит «обкатать» эти процессы и использовать в последующем для оцифровки других видов документов, заключил Фёдор Новиков.
Компания Такском регулярно проводит вебинары и лектории на самые актуальные и сложные вопросы отчётности, ЭДО, маркировки и онлайн-касс. Ознакомиться с графиком следующих онлайн-мероприятий и зарегистрироваться на них можно здесь.