Найти в Дзене
Анна Градова

Как сделать свой бизнес франшизой за 2 месяца(часть 1)

С чего начать? Спрашивают мои заказчики, которые решили масштабировать свой бизнес через франшизу.

Прежде всего, я за экологичный и настоящий бизнес, поэтому сразу рекомендую ответить себе на несколько вопросов:

  • Мой бизнес прибыльный? Сколько я зарабатываю в год и каждый месяц? Честно, в сухом остатке.
  • То, чем я занимаюсь - ниша, сейчас скорее развивается на рынке или затухает?
  • Цель масштабирования: просто «срубить денег» и быстро, или я хочу сделать большой проект вместе с новыми партнерами, усилить бизнес, создать известный бренд.
  • Чему я реально могу научить своего партнера? Что я знаю лучше других?

Зачастую, многие, даже прибыльные бизнесы, которые можно успешно масштабировать через франшизу, не имеют простейших систем автоматизации бизнес-процессов: срм, аналитики, ведения клиентской базы, не считают трафик, средний чек, возвратность клиента (LTV).

Все делается «ну вот как-то так» и «нам некогда». Поймите правильно, я не за усложнение, но, если раньше с этим можно было жить, то сейчас - любая ошибка в процессах, которых мы не видим и не считаем, может привести к падению, что часто и происходит.

Не надо делать и внедрять все, мы возьмем только самое основное, то, что можно выстроить за 2 месяца и при этом не сойти с ума.

Обращаю ваше внимание, если в вашем бизнесе такого еще нет, не значит, что нельзя стать франшизой и дать вашу модель людям - надо сделать и двигаться быстро.

Америка - страна франшиз, Нью-Йорк, фото из личного архива автора
Америка - страна франшиз, Нью-Йорк, фото из личного архива автора

Первое:

необходимо понять, на каких показателях находится ваш бизнес сейчас:

а) анализ клиентской базы (КБ)

  • ваша КБ возвратная (клиенты покупают несколько раз в определенные промежутки времени) или совершается только 1 сделка?
  • если КБ возвратная: как часто за период времени (месяц/год/квартал) клиент возвращается к вам - LTV?
  • какой средний чек клиента? (общую сумму покупок делим на количество чеков)
  • учет клиентов и обслуживание (есть ли у вас срм-система?)

б) налажен ли у вас трафик? какие рекламные каналы есть? как они работают?

  • конверсия рекламного канала и инструмента (стоимость клика, стоимость заявки)
  • ROI - канала (сколько денег вы заработали от денег, вложенных в каждый рекламный канал) - этот показатель можно посчитать, если у вы видите, с какой рекламы пришел клиент, или используется всего 1 канал.
  • стоимость клиента (рекламный бюджет делим на количество сделок с канала): если вы видите средний чек, который вам принес клиент и сравните сумму, потраченную на его привлечение - поймете, выгодна вам данная реклама или нет.
По сути, мы должны дать клиенту цифры

в) управленческая структура компании: как работают бизнес-процессы, как они отлажены?

  • внутренняя логистика: какие решения и как принимаются, как контролируется исполнение, кто и за что отвечает, слепые зоны в управлении
  • документооборот и взаимодействие структур, коммуникации внутри компании
  • распределение функционала, все ли должности закрыты

г) финансовые потоки, налоги и оптимизация

  • важно понимать, сколько денег в бизнесе вы зарабатываете (сегодня, в месяц, в год), сколько можно взять, сколько оставить функционирование и на развитие
  • какие налоги вы платите и правильная ли система выбрана (это очень актуально с учетом меняющейся политики государства)
Вы должны понимать, что это основы, работа в долгую, боль, через которую придется пройти, этот процесс настраивается долго, но всегда приносит результат: устраняет слепые зоны, лишние бизнес-процессы, упрощает работу команды.

Мы разобрали основные моменты, с которых стартуем, ибо невозможно двигаться, не поняв точку отсчета, невозможно оценить результат, не зная, с чего начинали.