В своём предыдущем опусе я высказывала предположение по поводу причин, побуждающих ту или иную компанию брать в концессию (или приобретать в собственность!) портовые терминалы в других странах. Одной из таких причин может быть стремление сделать этот терминал одним из узлов в выстраиваемой компанией логистической цепи по доставке каких-либо товаров. Такое предположение подтверждается деятельностью немецкой транспортно-логистической группы Hamburger Hafen und Logistik AG (HHLA). В новостной ленте нескольких изданий (например, ports.ua), а также на сайте самой группы (https://hhla.de) появилось сообщение о покупке ею контрольного пакета (50,01%) акций многофункционального терминала Piattaforma Logistica Trieste (PLT) в итальянском порту Триест. Для HHLA Group это будет уже третий терминал за пределами Германии, позволяющий ей расширить возможности в построении глобальных логистических цепей.
HHLA определяет себя как одну из лидирующих европейских портовых и логистических компаний, которая развивает логистические и информационные хабы для транспортных потоков будущего. Компания обеспечивает доставку грузов своих клиентов, стыкуя морские и наземные транспортные потоки. Понятно, что для повышения эффективности своей деятельности она обзаводится как базовыми портовыми мощностями, так и наземными станциями, и подвижным составом. Можно посмотреть списки ее дочерних компаний.
Мне хочется обратить внимание на статью, размещенную на сайте компании под заголовком «HHLA looking beyond Hamburg for future success».
В ней как раз и говорится о том, что находящаяся в Гамбурге Port Logistics Group активно наращивает свое международное присутствие и ищет новые возможности приобретения мощностей за рубежом.
Первый зарубежный портовый терминал группа получила в оперирование в 2001 году в Одесском порту. Насколько я помню, по договору аренды, который был заключён с портом (порт тогда по определению был предприятием, а не территорией). Какие сейчас договорные отношения между АМПУ и группой сказать трудно, наверное, договор аренды перезаключен. На сайте Администрации Одесского порта об этом событии рассказывается такими словами (http://www.port.odessa.ua/ru/istoriya/ekspluatatsionnaya-deyatelnost):
«В июле 2001 г. на контейнерный терминал на Карантинном молу пришел новый оператор «HPC-Ukraine», дочерняя компания «HPC-Hamburg». В оперирование компания получила 2-й причал (дл. 310 м, гл. 12,3 м). Вместимость терминала 13500 TEU. С приходом нового оператора на терминале начались кардинальные перемены. Начав с объемов 70 тыс. TEU, в течение семи лет компания довела их до 536 тыс. в 2008 г. Однако нынешние мощности терминала позволяют перерабатывать в год 750 тыс. TEU. Мировой кризис сказался на загрузке терминала, и в 2009 г. объемы перевалки контейнеров снизились. Однако за эти годы терминал преобразился. Вместе с компанией-учредителем «HHLL» «HPC-Hamburg» вложила 389 млн. грн. в развитие терминала, его техническое оснащение. Приобретены три контейнерных перегружателя «Либхерр», 11 тыловых перегружателей RTG, построена площадка для 400 рефрижераторных контейнеров, введена автоматизированная проходная, оборудованы складские площади для порожних контейнеров в тылу 4 причала, депо порожних контейнеров в «Сухом порту» мощностью 2,5 тыс. TEU…»
Для управления контейнерным терминалом на Карантинном молу HHLA Group специально создала дочернее предприятие, которое сегодня называется ДП «Контейнерный терминал «Одесса». ДП значит - дочернее предприятие HHLA. По рассказу Philip Sweens, Managing Director of HHLA International, Группа инвестировала в одесский терминал около 150 миллионов долларов, фактически увеличив его площадь в 2 раза за счет расширения в море (намыва территории). На сайте HHLA приводятся такие технические данные терминала на сегодняшний день: площадь – 35 га, длина причальной линии – 970 м, причалов – 3, максимальная осадка – 14 м; козловые контейнерные краны – 6, мобильные козловые краны на колесах – 11, проезд – 3 линии; железнодорожные козловые краны – 2, колеи – 2, длина трека – 300 м, рефрижераторные соединения – 450.
Источник: https://hhla.de/en/company/subsidiaries/container-terminal-odessa-cto/technical-data
История строительства этого контейнерного терминала вместе с входящим в его состав волноломом широко известна, не буду повторять. Важно, что проект реализовывался как за счет средств АМПУ, так и частного инвестора. Причем доля АМПУ была выше. По данным из средств массовой информации в середине 2017 года общая сметная стоимость проекта оценивалась в 6,4 млрд. грн., из них 3,7 млрд. грн. – АМПУ; 2,7 млрд. грн. – HHLA.
Кстати, с волноломом и сейчас какие-то нелады, судя по всему. Иначе зачем бы АМПУ летом 2020 года объявлял тендер на Проектно-вишукувальні роботи з корегування паспорту технічного стану берегоукріплення Карантинного молу, інв. №060144 Одеської філії ДП "АМПУ" (https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2020-06-24-002311-c).
В 2018 HHLA пришла в порт Мууга (Эстония), бывший Новоталлинский порт. Портовый оператор называется HHLA TK Estonia (Terminal Muuga (TK)) и относится к Transiidikeskuse, компании, которая оперирует мультифункциональным терминалом и оборудованием для перегрузки контейнеров.
Порт Мууга называют важным узлом в регионе Балтийского моря, обеспечивающим транзитные грузопотоки России и Скандинавии.
Источник: https://hhla.de/en/company/subsidiaries/terminal-muuga-tk/technical-data
На сайте HHLA TK Estonia (http://www.tk.ee/welcome_rus.html) написано, что компания успешно действует с 1996 года и предлагает полный комплекс стивидорных услуг. Основная деятельность стивидорной компании - оперирование терминалами контейнерных и генеральных грузов. Оба терминала расположены в свободной таможенной зоне порта Мууга, принадлежащего AS Tallinna Sadam.
AS Tallinna Sadam(Таллинский порт) относится к категории «порт-лэндлорд», т.е. ему принадлежит земля, причалы, подходные каналы, навигационное оборудование в портовых водах и другая инфраструктура общего пользования. Частные портовые операторы владеют перегрузочным оборудованием и складами, необходимыми для выполнения стивидорных операций. Видимо, между AS Tallinna Sadam и HHLA TK Estonia тоже арендные отношения.
Пыталась для себя понять, что значат переведенные мною слова «относится к Transiidikeskuse». Ну, вот, на сайте https://rus.err.ee написано от 04.07.18: «Немецкая компания Hamburg Hafen und Logistik AG (HHLA) получила в полную собственность предприятие Transiidikeskuse AS (ТК), прежде принадлежавшее эстонскому бизнесмену Анатолию Канаеву». Все акции Transiidikeskusе были отчуждены в пользу предприятия HHLA International GmbH.
Как видим, между этими шагами по выходу HHLA за пределы порта Гамбург прошло 17 лет. Зато переговоры по терминалу в порту Триест практически завершаются уже к началу 2021 года. Такое ускорение в самой группе объясняют приходом в ее руководство новых людей, видимо, сторонников глобализации бизнеса.
Зачем HHLA терминал в Триесте, в принципе, понятно. Обсудим это чуть позже. А почему HHLA Group заинтересовалась именно Одесским и Таллинским портами?
Посмотрим, что об этом говорит г-н Sweens.
Во-первых, конечно, что эти порты сами по себе имеют большой потенциал роста. Во-вторых, в случае Одессы это был прорыв на рынки стран Восточной Европы (я думаю, что в начале 2000-х портовые мощности здесь можно было получить в управление по очень выгодной цене). В-третьих, они расположены близко к границам России и в случае улучшения политической ситуации дочерние компании HHLA Group смогут обслуживать серьёзные российские грузопотоки. (В Таллинском порту, правда, и сегодня их в основном обрабатывают. При этом существует угроза того, что грузы будут перенаправлены в российские порты Балтики). В-четвёртых, присутствие HHLA Group в указанных портах может способствовать включению порта Гамбург в новые азиатские маршруты и, прежде всего, в китайский Шёлковый путь., особенно, если порт Одесса будет надёжно соединён с европейскими железнодорожными магистралями, а ДП «КТО» будет работать в связке с ещё одной дочерней компанией HHLA Group – Metrans. Ну, и наконец, компании в рассматриваемых портах приносят доходы от своей стивидорной деятельности.
Председатель правления HHLA Ангела Титцрат по завершению сделки по покупке Transiidikeskusе вспоминала о долгой общей истории Гамбурга и Таллина как городов Ганзейского союза и говорила о большом потенциале порта Мууга, рынка всего региона и о высококвалифицированной рабочей силе в порту (https://rus.err.ee). Да, несомненно, квалифицированный рабочий персонал может существенно влиять на конкурентоспособность стивидорной компании. Мне был только не понятен её пассаж о том, что приобретение TK стало первым успешным шагом в реализации стратегии HHLA. Вряд ли, конечно, это означает, что заход в Одесский порт был шагом не успешным.
Ну, в принципе, стивидорный бизнес за рубежом можно покупать и просто потому, что он доходный, не задумываясь о логистических цепях, увеличивая масштабы и капитализацию своей компании в целом. Впрочем, по словам г-на Sweens в их компании так не делается, и HHLA не намерена увеличивать свои размеры вслед за такими лидерами рынка, как Hutchison или Dubai Ports. Прежде всего – создание множества разнообразных вариантов для деятельности компании в сфере логистики и портового бизнеса.
Именно так и выглядит приобретение контрольного пакета акций терминала Piattaforma Logistica Trieste. Однако есть ещё одна интересная деталь. На одном из сайтов (https://splash247.com/hhla-takes-control-of-new-plt-terminal-in-trieste/) нашла интересную фразу: покупкой этого пакета акций HHLA Group положила конец экспансии китайской инициативы «Пояс и путь» в порту Триест! В заметке ссылаются на слухи о том, что китайцы вели переговоры по этому же поводу ещё в прошлом году.
Информация о самой компании Piattaforma Logistica Trieste довольно скупа. Это – общество, созданное местными компаниями для строительства и эксплуатации совместно с администрацией порта Триест нового морского терминала. Он начнет функционировать с января будущего года и будет способен обрабатывать контейнеровозы, суда Ро-Ро и многоцелевые суда на двух причалах. К концу этого года к HHLA перейдут акции Francesco Parisi group, Icop and Interporto di Bologna.
Источник: https://container-news.com
По сведениям сайта https://container-news.com терминал находится в границах Free Port of Trieste, причем северная его часть – работающая, достраивается южная, предназначенная для контейнеровозов и РО-РО. Пропускная способность терминала составит приблизительно 300 000 TEU, 90 000 единиц Ро-Ро и 700 000 тонн генеральных грузов. Общая площадь - 280 000 кв. м.
И уже сейчас дочернее предприятие HHLA Group компания Metrans соединяет порт Триест и европейскую интермодальную сеть группы. Появление ещё одного узла в этой сети позволяет увеличить количество вариантов логистических цепей на ней.