Вопрос правомерный и не провокационный. Дело в том, что начиная с 1921-1923 гг. в СССР по предложению Троцкого начало вводиться территориально- милиционное устройство вооруженных сил. Из Википедии
ТЕРРИТОРИА́ЛЬНО-МИЛИЦИО́ННАЯ СИСТЕ́МА (УСТРОЙСТВО), организация вооруж. сил, основанная на содержании государством в мирное время в соединениях и воинских частях минимального количества кадровых военнослужащих (гл. обр. командных кадров) и обучении в формированиях приписанного к ним переменного состава (резервистов) – рядовых и младших командиров. При Т.-м. у. применяется территориальный принцип комплектования, когда резервисты проживают вблизи мест дислокации воинских частей, а их обучение проводится методом вневойсковой подготовки и краткосрочных учебных сборов. По мобилизации они вызываются в свои воинские части для укомплектования их по штатам воен. времени.
Этакие стрельцы ХХ века: днем за станком, ночью в карауле.
В 1925 г. был принят Закон об обязательной военной службе, по которому действительная военная служба лиц переменного состава в территориально-милиционных формированиях продолжалась 5 лет и слагалась из краткосрочных учебных сборов общей продолжительностью 8–12 месяцев (в зависимости от рода войск). Количество территориальных соединений со временем только увеличивалось и если к концу 1923 г. на этой системе было 17,2% всех стрелковых дивизий, то в 1925 г. их стало 52,4%, к 1930 – 58%.
Но, как сообщает википедия, система имела существенные недостатки: малая численность кадровых военнослужащих отрицательно сказывалась на боеспособности воинских формирований; краткие сроки проведения учебных сборов не обеспечивали высокой боевой выучки личного состава и овладения им новой военной техникой, поступающей в войска; территориальный принцип комплектования не отвечал требованиям дислокации и развёртывания войск с учётом возможных театров военных действий.
К середине 30-х гг. эта система изжила себя и начала постепенно ликвидироваться, что было окончательно закреплено в Законе о всеобщей воинской обязанности 1939г. Многие командиры, выдвинувшиеся еще в гражданскую и выросшие до больших звезд в территориальной армии, оказались не готовы к новому способу организации военного дела. вследствие чего пришлось проводить переаттестацию комсостава, и из армии было уволено около 40 тысяч командиров (не арестовано, а неаттестовано).
Как утверждает Герасимов [1]в 1937 году было репрессировано 11034 чел. или 8% списочной численности начальствующего состава, в 1938 году - 4523 чел. или 2,5%. В это же время некомплект начсостава в эти годы достигал 34 тыс. и 39 тыс. соответственно, т.е. доля репрессированных в некомплекте начсостава от штатной численности составляла 32% и 11%.
Большее влияние на уровень подготовленности комсостава оказало наводнение его офицерами с краткосрочной подготовкой. Из-за стремительного развертывания армии их доля к 1941 году достигла 39%. На уровне взвод-батальон эти люди определяли боевую подготовку, готовили войска к войне. Именно их деятельность, а не репрессии, в значительной степени снизили уровень боевой подготовки в войсках, что сказалось уже на войне с Финляндией.
Тот же Герасимов утверждает, что некомплект от штатной численности являлся искусственным за счет раздутого штатного расписания и был следствием территориально-милиционной системы. Так, в армиях других государств, например, в вермахте на одного офицера приходилось 29 рядовых, в английской армии – 15, а в РККА только 6 рядовых.
Отсутствие боевого опыта у офицеров сказалось на подготовке всей армии. Опыт приходил с боями и, к сожалению, с большими потерями. Нельзя сравнить по опыту солдата РККА, новобранца 1941 г. или немецкого ветерана, прошедшего всю Европу от Австрии и Польши до Франции и Дюнкерка.
Как мне рассказывал в далеком 1962 г. один наших ветеранов, в РККА в начале Великой Отечественной встречались пожилые солдаты, служившие еще в Первую мировую. Так они при артобстреле падали на землю раньше, чем успевали что-либо сообразить, в то время как новобранцы скученно толпились, не зная, что делать, и гибли понапрасну. По статистике большинство новобранцев гибло уже в первом бою, те же, кто выжил, имели шанс дойти до Берлина.
А вы как думаете, имели ли серьезное влияние на уровень боевой подготовки репрессии высшего комсостава РККА?
[1] Г.И.Герасимов. Действительное влияние репрессий 1937-1938 годов на офицерский корпус РККА