Не успело общество отойти от первой коронавирусной волны, как уже началась вторая. В Москве снова начал активничать мэр, 6 октября издав Указ № 97-УМ «О внесении изменений в указы Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ и от 8 июня 2020 г. № 68-УМ» (далее – Указ). Меры, введенные Собяниным, вызвали волну возмущения москвичей. Разберемся, насколько они законны.
Блокировка льготных карт. Собянин решил «заморозить» льготный проезд отдельным категориям населения: для учащихся в школах и получающих дополнительное образование по спортивной подготовке, для граждан старше 65 лет, а также имеющих определенные заболевания (астма, диабет и т.д.). Пожалуй, это самая запутанная и юридически сложно объяснимая мера. Это связано с огромным количеством законов, постановлений и иных документов, которые регулируют правила предоставления льгот. И, конечно, с неразберихой в том, кто и за что отвечает, ведь наше законодательство не всегда отчетливо и доступно разъясняет эти вопросы.
Наше государство устанавливает несколько видов льгот: на уровне Российской Федерации, субъектов РФ и местном уровне. То есть у нас есть федеральные законы, которые прямо закрепляют категории населения, имеющие право на различные «скидки» от государства. Например, в ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» есть такая норма. В законе сказано, что, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся очно за счет федерального бюджета, предоставляется бесплатный проезд на городском транспорте (и не только). Деньги на это берутся из федерального бюджета. Региональная власть, в частности – Собянин, отношения к этому не имеет.
Переходим к региональным законам. Есть льготы, которые предоставляют субъекты РФ. Они издают законы и иные акты, которые закрепляют, кто и на что имеет право, в каждом регионе они свои. В Москве действуют законы «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы», «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» и т.д. Они устанавливают перечень льготников. Среди них как раз есть школьники и пенсионеры, которые имеют право на льготный или бесплатный проезд. И здесь должна была стоять точка, поскольку документы никаких исключений не делают, но у Собянина другое мнение на этот счет. Почему-то мэр издал Указ, который фактически и формально противоречит закону. А закон «сильнее» указов, постановлений и распоряжений. Названные документы только дают право Правительству Москвы устанавливать порядок предоставления льгот. Заметьте, ни слова о приостановлении льгот мэром.
Кстати, на этот счет есть позиция Конституционного суда (в том числе в определении от 04.12.2003 N 423-О) о том, что государство не вправе отменить ранее установленную льготу без соответствующей ее компенсации. Конечно, «отменить» и «приостановить» можно трактовать по-разному, но фактически льготный проезд Собянин отменил, хоть и временно.
Также на основании ст. 16 Гражданского кодекса убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий государственных органов или их должностных лиц, подлежат возмещению.
Примечательно здесь и то, что Собянин не отправляет пенсионеров и детей на самоизоляцию. В своем выступлении мэр сказал, что они могут перемещаться по городу, за это ответственности не будет, но, тем не менее, льготный проезд он приостановил.
Здесь нужно отметить еще один момент. В своем указе мэр говорит о «блокировке» социальных карт тех, у кого имеются определенные заболевания. Интересно, как мэрия получает эти медицинские данные? Ведь ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в ст. 13 пишет о том, что сведения о диагнозах граждан являются врачебной тайной. Такие данные без согласия самих лиц получить нельзя, кроме ряда исключений, которые к данной ситуации никак не подходят.
Сведения о работниках. На проездных Собянин не остановился. Теперь московские работодатели должны будут еженедельно предоставлять в Правительство Москвы в электронном виде данные о переведенных на удаленную работу сотрудниках, а именно: номера мобильных телефонов, электронных карт «Тройка» и «Стрелка», социальных карт, проездных билетов, а также номера машин. За неисполнение требований работодателям грозит административная ответственность. Мэр в своем указе подчеркивает, что эти сведения не являются персональными данными, но нам с этим трудно согласиться.
В ФЗ «О персональных данных» дано определение персональных данным: это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.
Про номер телефона не нужно долго распинаться. Ст. 8 названного закона сама относит эти данные к персональным. А с государственными номерами автомобилей сложнее. Сам по себе номер не дает возможности идентифицировать собственника без помощи госреестра. А доступ к данным реестра есть далеко не у всех. Но существует практика, которая всё же относит госномер к персональным данным, поскольку с его помощью можно узнать модель автомобиля, а следовательно, имущественное положение лица. По закону эти данные являются персональными.
Согласно ст. 88 Трудового кодекса, работодатель обязан не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника. Исключение – если это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника и иные предусмотренные ФЗ случаи. Но получение Собяниным запрашиваемых персональных данных никак само по себе с этим не связано. Данные предоставляются, если есть непосредственная угроза жизни и здоровью, а запрашиваемая информация может способствовать предотвращению негативных последствий.
Также отметим, что работник не обязан предоставлять работодателю данные о номере проездных карт и госномер авто. Плюс ко всему, не совсем понятно, на каком основании мэр требует в принципе что-то предоставлять работодателя.
Если вы тоже сомневаетесь в законности мэрских мер, то обращайтесь в суды или прокуратуру, ссылаясь на аргументы из этой статьи.
Текст: Алена Винтер
Поддержать автора можно здесь.