Найти в Дзене
SOTA

Психушка для полисексуала: новое дело об оправдании терроризма

Принудительная психиатрия для активистов продолжает набирать обороты. Ранее мы уже рассказывали, как в психиатрические больницы заперли «граждан СССР» с Кубани и яйцеметательницу из Иваново, однако теперь подобное «лечение» может быть применено и в Санкт-Петербурге.

ЛГБТ-активиста Александра Меркулова, как и многих других людей, обвиняемого в оправдании терроризма за пост о взорвавшем себя в 2018 году у здания архангельского ФСБ Михаиле Жлобицком, отправили на стационарное психиатрическое освидетельствование (уже после амбулаторного). Принудительное освидетельствование в больнице для дел по этой статье необычно и может свидетельствовать о попытке избавиться от неудобного активиста. При этом адвокат не располагает информацией о том, в какой именно клинике находится Александр: следствие скрывает эту информацию.

С момента взрыва у ФСБ Архангельска прошло уже 2 года, но силовики продолжают искать людей, оставлявших о нем свои комментарии. Оправдание терроризма считается особо тяжким преступлением: на этом основании, 7 июля Октябрьский районный суд Петербурга отправил Александра в СИЗО. С тех пор прошло уже 3 месяца, а дело не двигается с мертвой точки.

Меркулов — участник петербургского ЛГБТ-движения, полисексуал, анархист и антифашист – работал курьером в службе доставке еды. 6 июля 2020 года к нему пришел с обыском центр «Э» – и сломал жизнь.

Кто такой Александр Меркулов

В общественную активность, если эти слова вообще применимы к нему, Александр Меркулов включился в 2016 году, когда посетил «Неделю Равенства» в Санкт-Петербурге, проводимую «Альянсом гетеросексуалов и ЛГБТ». Большую часть времени Александр проводил в интернете, где публиковал разные посты на тему ЛГБТ и гражданского общества. В частности, Меркулов очень переживал из-за дела «Сети», но, кроме этого, вел фан-паблик Кончиты Вурст.

В офлайне Саша хорошо общался только с одним человеком – своей мамой. По словам координатора «Альянса» Александра Сергеева, приходя на собрания, Александр сидел в стороне, внимательно слушал, но за всю встречу мог произнести не более пары предложений.

Знакомые Александра считают, что под уголовное преследование он попал случайно:

«Думаю, что «Э» просто забили в поиск по новостям ВК ключевые слова о взрыве и выцепили тех, в чьих словах им что-то не понравилось. Либо они специально выбирали жертву и выбрали Сашу, потому что он тихоня, предполагали, что посадить его будет легче», – рассуждает знакомая Меркулова Ольга Масина.

-2

Ход дела

На первом заседании по делу Меркулова, 7 июля, людей почти не было. Из-за замкнутого образа жизни Александра никто из его знакомых поначалу даже не знал, что его задержали, а в Сети он был известен лишь под псевдонимом – Aleksandr Peĵiĉ. Ситуация изменилась, когда внимание к делу стал привлекать «Альянс гетеросексуалов и ЛГБТ»: ситуацией заинтересовалось петербургское издание «Бумага», а после и другие СМИ.

С момента задержания Меркулова в деле не появилось ни одного нового доказательства. Все, что есть у следствия, – 3 репоста Меркулова и 1 собственная публикация. Помимо этого, следствие имеет в своем распоряжении всю технику Александра, но не проводит с ней никаких действий с ней. По крайней мере, в материалах дела данные с его компьютера и телефонов не отображены.

Несмотря на застой в деле, суд все равно продолжает оставлять Меркулова под стражей, руководствуюсь доводом следствия, что, находясь, скажем, под домашним арестом, он может уничтожить доказательства своей вины, ещё не обнаруженные следствием. По мнению адвоката, следствие специально затягивает судебный процесс, так как найти новые доказательства не может. Александр же считает, что таким образом правоохранители хотят сломить его волю и добиться от него признательных показаний

В этом месяце следствие назначило Александру психолого-психиатрическую экспертизу. Это стандартная процедура для лиц, которые проходят по статье об оправдании терроризма или фейк-новостях, но странно здесь то, что экспертизу проводят в стационаре, а не амбулаторно, как это обычно бывает. Причины госпитализации неизвестны, адвокат формулирует их осторожно:

«За посты в оправдание терроризма ему назначали амбулаторную экспертизу, можете проверить, что еще он размещал в своей группе, и сделать вывод о том, за какие посты следователь решил отправить его на стационар. Кроме постов о конкурсе «Евровидение», за которые, я не думаю, что следователь решился бы его отправить в клинику, там есть только посты в поддержку ЛГБТ-сообщества», – говорит Леонид Крикун.

-3

Репост = уголовное дело

Несмотря на декриминализацию 282 УК РФ, практика возбуждения дел за репосты не прекратилась. Правоохранительные органы теперь используют статью 205.2 УК РФ, об оправдании терроризма, привлекая к ответственности за публикации в интернете.

По статистике Верховного суда, только в 2019 году по этой статье было суждено 103 человека. Особую популярность статья получила в 2018 году после теракта в архангельском УФСБ. Одним из самых громких дел об оправдании терроризма стало дело журналистки Светланы Прокопьевой, приговор которой – 500 тысяч штрафа – был вынесен 6 июля. В этот же день был задержан Александр Меркулов. 7 июля Октябрьский районный суд отправил Меркулова под стражу

-4

Дело Меркулова странно тем, что правоохранительные органы держали его словно «про запас» до лета 2020 года. Ещё осенью 2019 года центр «Э» начал проверку публикаций Меркулова, в которых были найдены признаки оправдания терроризма. Александр сделал 3 репоста из паблика «Народная Самооборона» и 1 собственный пост, в котором назвал совершившего теракт Михаила Жлобицкого героем

Спустя более полугода у Меркулова был проведен обыск, в ходе которого силовики изъяли ноутбук, компьютер, два телефона и роутер. При этом обыск решили проводить без постановления суда как неотложное следственное действие. После избрания меры пресечения следствие обратилось к судье, чтобы признать проведенный обыск законным. Удостоверила законность та же судья, которая выносила решение об аресте.

«За 20 дней до производства обыска они имели ответ на запрос о том, не живут ли в квартире Меркулова депутаты, судьи и другие лица, в отношении которых должен быть особый порядок обыска. То есть они к нему готовились. Спокойно за 20 дней до обыска они могли получить судебное постановление на производство обыска. Однако они не сочли это необходимым и пошли по постановлению о том, что у них якобы были какие-то неотложные следственные действия и если сейчас срочно не прийти, то кто-то что-то может уничтожить», – сообщил адвокат Леонид Крикун корреспонденту SotaVision.

Ещё на этапе доследственной проверки Меркулов дал признательные показания, но в суде отказался от них и заявил, что они были даны под давлением. Как сообщил адвокат корреспонденту SotaVision, во время допроса Меркулову угрожали возбуждением уголовного дела по статье об уклонении от воинской службы.

Делать прогнозы на данном этапе следствия пока невозможно, но защитник Меркулова считает, что есть вероятность того, что дело может развалиться. Грубые нарушения со стороны следствия на начальной стадии и застой в деле могут привести к тому, что Александра отпустят на свободу. Хотя именно и тем и опасна нынешняя психиатрическая экспертиза: по ней Меркулова могут освободить от уголовной ответственности, но закрыть в психиатрической больнице на неопределенно долгое принудительное лечение.

Текст: Петр Иванов

Поддержать автора можно здесь.