В конце 80-х прибыль «КАМАЗа» превышала прибыль «МАЗа», «ЗИЛа» и «ГАЗа» вместе взятых. На рубеже 90-х в СССР был констатирован спад производства.
В одном из интервью Н.И. Бех признавался: в «верхах» намекали, что пора автогиганту, который строила вся страна, расплачиваться – помогать отстающим. Гендиректор, полагая, что при такой политике «КАМАЗ» только опустится до их уровня, видел акционирование предприятия выходом из создавшейся ситуации.
25.06.1990 года Советом Министров СССР было решено создать акционерное общество на базе имущества «КАМАЗа», в то время имевшего статус производственного объединения.
В Советском Союзе ещё не было подобных прецедентов. «КАМАЗ» - это первое крупнейшее предприятие СССР, которое стало акционерным обществом.
Устав АО «КАМАЗ» был утверждён на общем собрании 11.08.1990 года. Уставный фонд «КАМАЗа» был определен в 5 миллиардов рублей.
В статье использованы архивные материалы из запасников Музея «КАМАЗа».
После проведения процедуры акционирования пользу руководство автогиганта видело в том, что сумма амортизационных отчислений оставалась в акционерном обществе и могла идти на модернизацию производства.
17.12.1994 года в ДК «КАМАЗа» состоялся торжественный вечер, посвящённый 25-летию автогиганта. В президиуме Фарид Мухаметшин – Председатель Верховного Совета Республики Татарстан, Минтимер Шаймиев – Президент Республики Татарстан и Николай Бех – президент – генеральный директор АО «КАМАЗ».
В год пожара на «движках» юбилейная дата праздновалась без помпезности и без особой радости на лицах. Но днём раньше был подписан протокол о введении крупнейшего инвестиционного проекта, с которым АО «КАМАЗ» связывало большие надежды.