Сейчас в сети можно встретить много статей типа «Когда можно давать ребёнку собственные деньги» и тому подобные. Расскажу о собственном опыте.
У нас двое детей, сейчас уже дочке 19 лет, сыну 16. Когда они оба были маленькими, дедушки и бабушки, да и другие родственники, дарили им сладости и игрушки, и все были рады.
Примерно лет с 7 детям начали периодически дарить деньги, и встал вопрос, как этими деньгами распорядиться. То есть, забирать у них деньги и покупать на них какую-либо вещь или оставлять их им в свободное пользование.
Я вспоминала свое разочарование, когда у меня отбирали деньги сразу после дня рождения в бюджет семьи, и решила, что я уж точно забирать подарки не буду.
Несколько раз всё было пущено на самотек, результатом были профуканные на сладости и всякую ерунду деньги и удивление ребенка от того, как быстро улетучилась такая большая сумма. Наверное, этот урок нужно было пройти всем, мы поговорили с детьми и вместе решили, что деньги надо тратить на что-то полезное, потому что без горы дешёвых пластиковых быстро ломающихся игрушек можно обойтись.
Так начался новый этап в освоении подарочных денег. Нет, конечно, дети не уподобились «мальчику Бобби, который любил деньги».
Они (да и мы) не тряслись над каждой копейкой, но ставили себе цель, чего они хотят.
Сначала это были недешёвые игрушки типа Лего, Плэймобила и фирменных кукол. Дети учились выбирать и планировать, например, могли сказать: «300 рублей я хочу потратить на прогулку с друзьями, а 700 отложу на вот тот набор, который мне понравился». Мы с мужем могли (но не были обязаны!) поучаствовать в покупке ко дню рождения или другому празднику, добавив недостающее.
Потом началось увлечение гаджетами. Первые простенькие мобильные телефоны мы покупали детям перед школой, чтобы они могли в случае чего нам позвонить. Конечно, в классе всегда найдётся мобильник покруче, есть с чем сравнить, и сын с дочкой стали просить обновки. Опять же они участвовали в процессе выбора, обсуждении и планировании.
После покупки вещь полностью переходила в их пользование, дети могли распоряжаться ею без оглядки на родителей - дарить, ломать, терять. Никаких наказаний и ругани. Ну да, разбил телефон, но это твои проблемы. Попробуем починить (опять же за твои деньги!), не получится – значит, надо было беречь, походишь со своим старым «бесплатным».
Так мы избежали распространенной (сужу по рассказам знакомых и знакомых детей) проблемы, когда телефон или еще какая-то вещь (купленные родителями) нарочно портится или теряется, чтобы купили новое и покруче. Плюс – дети более-менее начали разбираться в характеристиках телефонов и планшетов и стали аккуратнее и в финансовом, и в бытовом плане. Никакими Скуперфильдами они не выросли, как нас ни пугали некоторые знакомые и родственники.
Что в результате? Дедушки-бабушки довольны, потому что их подарки «видны», мы обычно озвучиваем, что купили. Дети довольны, получая именно то, что хотели, хотя, возможно, и не сразу, и здесь немаловажный момент - они "по-взрослому" имеют право и ответственность выбора. Конечно, мы помогали им сделать этот выбор, но окончательное слово остается за ними. Родители (то есть мы) тоже рады, потому что на просьбу «хочу новый телефон» можем сказать «копи».