Устройство-автопилот – это такой набор оборудования для управления яхтой, без которого не может обойтись ни один моряк-одиночка. Современные автопилоты выходят далеко за рамки простого удержания курса.
Современное поколение сложных систем автопилотов не только позволяет управлять яхтой быстрее, чем получается у большинства людей, но и меняет способ хождения под парусом и даже конструкции некоторых современных яхт, например, типа IMOCA60, как пишут в профильных яхтенных журналах.
По внешнему виду яхты не удастся распознать, насколько большие технологические изменения произошли внутри. Эти изменения столь велики, что для самого парусного спорта может встать вопрос, какого рода технологические системы можно будет использовать на соревнованиях и допустимо ли вообще.
Каким бы ни был исход этой дискуссии, суть проста: современные системы автопилота в настоящее время претерпевают одно из наиболее существенных изменений в широком диапазоне водных видов спорта – от парусных гонок до обычных круизных переходов.
Среди основных причин - возможность отслеживать сложные движения на борту яхты. Это является первым важным шагом к способности предвидеть, какое движение руля потребуется. В прошлом магнитные компасы служили средством измерения движения, но по сегодняшним меркам они дают слишком «грубую» информацию. До недавнего времени для автопилота требовался дорогой гирокомпас, который могли позволить себе только профессиональные яхтсмены. Сегодня точное определение движения яхты можно получить намного дешевле и эффективнее с использованием твердотельных датчиков скорости, подобных тем, которые используются в смартфонах. Эти датчики движения, измеряющие тангаж, крен и рыскание по трем различным осям, теперь стали обычным явлением во многих современных контроллерах систем автопилота. Возможность отслеживать положение яхты в любой момент для любого заданного набора условий позволяет программному обеспечению понимать, как ведет себя яхта.
«Я работала с Madintech над автопилотной системой на борту яхты Intitiatives Coeur», - говорит шкипер Сэм Дэвис. «Они предоставляют автопилотные системы для многокорпусных судов Ultime, и среди различных доступных настроек есть такая, которая позволяет управлять яхтой для поддержания угла и скорости кажущегося ветра, и которая делает то, о чем я даже не мечтала, если бы управляла яхтой вручную».«Мой автопилот определенно справляется со всеми задачами быстрее, чем я», - продолжает она. «Когда вы путешествуете в одиночку или даже вдвоем, бывают моменты, когда вы просто не успеваете выбирать паруса достаточно быстро, в сравнении с автопилотом».
Большое количество яхт типа IMOCA60, способных поддерживать скорость лодки, превышающей 30 узлов, означает, что конструкторы были вынуждены балансировать лопасти руля таким образом, чтобы они не испытывали вибраций на большой скорости. Но это затрудняет ручное управление на низких скоростях, когда штурвал становится намного тяжелее. Это не только означает, что требуются более прочные компоненты и крепления для систем автопилота, но и значительно усложняет ручное управление.
Конечный результат состоит в том, что по мере развития технологий, яхтсмены все меньше времени проводят за штурвалом.
«Еще одна причина, по которой автопилот управляется с яхтой IMOCA60 лучше, заключается в том, что эти яхты не предназначены для ручного управления», - продолжает Дэвис. «Таким образом, во время сборки и проектирования самой яхты приоритетным становится не положение рулевого, а защита экипажа. На скоростях, на которых мы сейчас ходим, лучше не оставаться на открытом пространстве более 10 минут, чтобы не попасть под огромный шквал воды».
Помимо дискомфорта, столкновение с «водной стеной» на скорости 30 узлов может привести к серьезным травмам. Поэтому современные автопилоты вносят несомненный вклад в эффективность и безопасность парусных гонок. Как показывает история, когда в гонках делается большой технологический шаг вперед, остальной мир парусного спорта неизбежно ощущает его последствия.
Хотя споры о том, следует ли ограничивать помощь электромеханических систем на яхте, будут набирать обороты, с ощутимой пользой от этих нововведений трудно спорить.
Телеграм-канал Yachtsman Journal - https://t.me/YachtsmanJournalRussia