Найти тему
Семен Сивцев

"Ford против Ferrari"(2019) - система съедает класс. Распаковка

Оглавление
"Больше чем себя они ненавидят таких как ты. Потому что ты не такой как они, ты думаешь по-другому"
"Больше чем себя они ненавидят таких как ты. Потому что ты не такой как они, ты думаешь по-другому"

"Настоящие мужчины против "никчемных шпюхиных детей" - вот как бы следовало назвать этот фильм:

  1. Директор самодур, который стал руководителем благодаря родственным связям.
  2. Заместитель жополиз, получивший пост потому что жополиз и красиво звездит.
  3. Абсолютно некомпетентный менеджер, делающий карьеру надеясь только на свое обаяние и бесконечное везение в своих авантюрах.
  4. Великий инноватор, сжигающий деньги быстрее, чем сохраняет свои достижения.
  5. Профессионал редкого дара, для которого его Божья искра что чемодан без ручек.
  6. Дерзкий энтузиаст, никогда не упускающий возможности.

Все герои как из жизни - если в своей карьере хотя бы десяток другой сделок "согрел" через трубку, то узнаешь всех персонажей, на столько мастерски они тут изображены.

Упаковать проект - передать свой замысел так, чтобы другие поняли.
Распаковка проекта - разобрать чужой замысел на составляющие, чтобы научиться на чужом опыте.

Распакуем сначала Главного героя. Потом сам Проект. В конце выводы и Бонус. Поехали!

Осторожно! Разбор содержит спойлеры!

Часть I. Главный герой фильма

Несомненно, можно сказать что в фильме рассказана история Кена Майлза (Кристиан Бейл). Гонщик, похоронивший юность на Великой Войне и отчаянно не желающий взрослеть. Но ему придется снять ногу с педали, чтобы у его сына была возможность как можно дольше играть в игрушки. Самый драматичный эпизод в фильме когда он поет песню после рекордного круга и вспоминает о своей семье. Да, каждому приходится взрослеть. Рано или поздно.

История Кэрролла Шелби может показаться не столь драматичной, но только от части. Он ведь такой же идеалист как его друг, такой же завзятый сноб как Феррари и при этом находит в себе волю находить компромиссы, чтобы двигаться к своей мечте. Эти его усилия не проходят бесследно для его здоровья - таблетки он кушает, все-таки не потому что они "вкусные". Каждый раз когда давим себе на горло - меняем здоровье на результат.

Достоинства

Чертовски обаятельный тип, которому можно простить все что угодно. И многое ему сходит с рук - долги, кассовые разрывы, мелкие шалости/пакости и громкие провалы. Потому что он Нравится людям.

Недостатки

Легкомысленность. Только легкомысленный человек встрял бы в такой проект. Только легкомысленный человек поставил бы свой бизнес на выигрыш друга. Только легкомысленный человек рискнул бы вообще заключать пари с Генри Фордом II.

Чем интересен

Загадка - как он познакомился с Кеном Майлзом? Почему он решил сохранить гаечный ключ?

Суперсила - чертовски хороший гонщик в шкуре чертовски хорошего руководителя проекта.

Цели главного героя фильма

Явная цель - создать лучший в мире гоночный автомобиль, достаточно прочный для гонок "Леман"

Не явная цель - чтобы каждый имел возможность на 7000 оборотах услышать "единственный важный вопрос:"Кто ты такой?"

Препятствия

1. Недостаточно денег и других ресурсов.

Шелби-моторс делает то что может с тем что есть. Участвуют и выигрывают в гонках, ведут переговоры о сотрудничестве с европейскими корпорациями. Рано или поздно если не Форд, то тот же Порше.

Мы легче и быстрее. Если этого мало, мы злее.

2. Скепсис команды. Кен Майлз не верит в Форд. Неповоротливая и не эффективная насквозь забюрократизированная корпорация - один в один любая наша госкомпания.

Скепсис только на словах. На самом деле, любой профессионал обожает когда ему дают работать над решением сложных задач. Что Шелби и делает - просто дает Кену Майлзу поработать. Всё. Его уже невозможно остановить.

3. Угрожают отстранить его от проекта. Не зря Кен Майлз сомневался в Форде - тормоза-аппаратчики никогда не разочаровывают. Они настолько предсказуемы в своей тупости, что хоть часы сверяй. Чудо что машина вообще вышла на трассу за столь короткий срок.

"Комитеты гонки не выигрывают"

Кэрролл Шелби убирает это препятствие, рассказав о не явных мотивах Генри Форда II в этом проекте. Главе корпорации ведь нужна не столько победа, сколько возможность поквитаться со своим обидчиком. Именно умелое манипулирование гордостью "жирного тупорылого босса" помогло Шелби сохранить проект своим.

4. Не дают выбирать себе команду. Вот всегда находятся откуда-то недоумки со своими "цу"!

Шелби устраивает пари. Чтобы сохранить своего лучшего гонщика и инженера в одном лице, он готов рискнуть собственной компанией. Потому что

Если ты не выигрываешь, значит, проигрываешь.

А без Майлза они уже один раз проиграли.

5. Феррари оспаривает звание лучшего гоночного автомобиля. Достойный соперник - из того же теста сорта "энтузиаст" что и Шелби с Майлзом.

Тактическое решение полностью менять тормоза. Еще огромные ресурсы Форда - на гоночную команду они потратили почти столько же сколько предлагали за весь Феррари.

6. Жиза. Ничего никогда не идет по плану. Даже в машине за 9 миллионов долларов может не закрыться дверь.

Это жизнь. Приходится подстраиваться - на то ты и руководитель.

— Он слишком сильно жмет, это не по плану.
— Планы меняются.

Что на кону для главного героя?

Шелби не боится смерти. Не боится остаться без своей фирмы. Не боится риска. Поражения для него всего лишь этап на пути к победе.

Главный его страх - оказаться бесполезным.

Иногда любые слова… они… бесполезны. А от инструментов есть польза, потому что ими можно что-то починить.

Часть II. Проект

Про то как все было на самом деле замечательно написано вот тут.

1. Идея проекта

Цели проекта (оригинальность):

- явная: вернуть сексуальность модельному ряду Ford, выиграв в Лемане на инновационных спорткарах.

- не явная: вернуть ощущение эйфории от победы, как в 1945 году.

Жанр: участие в гонках

Внятность и острота конфликта: три года рекорды по снижению продаж

Кому проект облегчает жизнь: подросток, сын Победителей, которому тоже хочется своей причастности к великим событиям. Пусть и просто купив машину.

Актуальность: Шелби уже удавалось выиграть в Лемане.

2. Целевая аудитория

Потребители:

  • молодежь, для которых Форд может стать первой машиной
  • фанаты гонок, желающие стать причастными к победам
  • фанаты Джеймса Бонда

Посредники:

  • дилеры, которым нужны новые машины для привлечения новой ЦА
  • компании, которые собирают свои машины из комплектующих с Форда - вроде Шелби Моторс

Группы влияния:

  • СМИ
  • Спортивное сообщество
  • Голливуд (Джеймс Бонд все-таки сел в Ford)

3. Кастинг (с кем работает)

  • ресурсы - Форд Моторс. Благодаря идее Ли Якокки, менеджера отчаянно ищущего проект, способный вытащить из кризиса его карьеру.
  • гонщики - Кен Майлз и остальные.
  • механики - проверенная команда Шелби.

4. Референсы (ориентиры)

По настрою - Война в Европе.

По стратегии гонок - все выигранные до этого гонки.

По схеме машины - предыдущие модели компании Шелби.

5. Бюджет

Расходы - в фильме звучит сумма в 9 000 000 долларов, явно не окончательная. За компанию Феррари предлагали 10 000 000 долларов. А Фиат купил таки за 18 000 000 долларов. Чертовски дорогой проект.

Доходы - без нового Товара продажи не спасти. Если отвлечься от фильма, то Шелби-Мустанг до сих пор желанный автомобиль для многих.

6. Продвижение

УТП - "Закопаем этого макаронника в 30 метрах под финишем"

Экспозиция - проигранная гонка, в которой был установлен рекорд скорости на трассе.

Особенности сделки - тройной фото-финиш.

Следующий шаг - производство спорт-каров на продажу.

Часть III. Выводы

1. Деньги решают. Это хоть и инструмент, а все таки чертовски тонкий:

  • выберешь работать за деньги - сгоришь на работе. Как Майлз.
  • будешь игнорировать деньги, работая за идею - проиграешь. Снова и снова. Потом, конечно можешь и выиграть. Как Феррари.
  • пойдешь на компромисс - выиграешь. Но захочешь ли ты победу такой ценой? Как Шелби

2. Какая голова такая и команда. Пафосный, громкий и пустой внутри Форд пригрел вокруг себя таких же никчемных недоумков. Фанатичный, консервативный Феррари возглавляет таких же узколобых энтузиастов. Авантюрист Шелби собрал энергичных и сообразительных профессионалов.

3. Система бьет класс. Несмотря на то что Генри Форд старший собрал систему в начале 20 века, она даже в руках менее талантливых отпрысков смогла независимо просуществовать сотню лет. Вот это и называется "система с защитой от дурака".

4. Идеальный круг есть.

Видишь идеальный круг? Он там. Большинство его даже не представляет

Идеально выполненная работа, идеально реализованный замысел. Кен Майлз не соревнуется с другими гонщиками - ему это не интересно. Его цель - на столько хорошо выполнить свою работу, на сколько идеально он себе представил в голове. И всех кто не может себе даже представить каких высот можно добиться в своем деле он презирает. А ведь это совсем не сложно. Упаковка проекта и есть тот "идеальный круг", который мы можем себе представить. Да, жизнь внесет свои коррективы и так как задумывали почти наверняка не получится. Но это ведь не повод перестать пытаться, да?

Нельзя проходить все круги просто идеально. - Да, но я попробую

БОНУС!

Рецепт карьерного роста в крупной корпорации от знающего человека и не только: