Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Эталонный советский фильм по Булгакову

Михаил Булгаков в советские времена в фаворе не был. Его произведения не издавались, хотя их, безусловно, читали в самиздатовских вариантах, фильмы по его книгам не снимались вплоть до семидесятых. Да и вышедшие в семидесятые картины ждала судьба незавидная: «Бег» (1970) Александра Алова и Владимира Наумова запретили, «Дни Трубиных» (1976) Владимира Басова после премьеры не показывали 10 лет. Более счастливой стала комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), но в ней первоисточник узнаётся с трудом. Последним советским фильмов по булгаковской прозе стала лента «Собачье сердце», снятая в 1988 году Владимиром Бортко.

Кадр из фильма «Собачье сердце»
Кадр из фильма «Собачье сердце»
Повесть «Собачье сердце» была опубликована позже других произведений - лишь в 1987 году её выпустили официально.

Интересно, что ещё в 1976 году книгу экранизировали в Италии, но, конечно же, советский зритель о ленте не знал. Идею снять фильм «Собачье сердце» Владимиру Бортко подкинул Сергей Микаэлян, тогдашний руководитель объединения телефильмов на киностудии «Ленфильм».

На роль профессора Преображенского Бортко взял Евгения Евстигнеева, хотя у того были сильные конкуренты в лице Михаила Ульянова, Юрия Яковлева, Леонида Броневого и Владислава Стржельчика.

Евстигнеев в тот момент переживал непростой период: рассорившись с давним коллегой и товарищем, он покидал МХАТ, и участие в картине стала для него своего рода отдушиной.

Доктором Борменталем стал уже опытный актёр Борис Плотников, а вот Шарикова найти не могли долго. На роль попробовался Николай Караченцов, но потом возникла кандидатура Владимира Толоконникова, служившего в алма-атинском театре.

Из-за этого неожиданно взбунтовался худсовет. Исполнитель, которого никто не знал, чиновников совершенно не удовлетворял.

И действительно, хоть Толоконников уже успел трижды поработать в кино, роли его были такими крошечными, что на него не обратили внимания. Чиновник задали резонный вопрос: «Как будет смотреться безвестный актёр на фоне мэтров Евстигнеева и Плотникова?». Но

Бортко считал, что Владимир будет идеальным Шариковым и даже поставил ультиматум,

заявив, что если не утвердят Толоконникова, то он покинет площадку. И тогда худсовет уступил.

Были проблемы и с исполнителем роли пса Шарика, на поиски которого тоже ушел не один месяц. В конце концов на площадке появилась милицейская собака, на счету которой были десятки задержанных преступников. Правда, несмотря на такой опыт, пёс по кличке Карай был ухоженным и упитанным, а в книге действует бездомная дворняга. Карая для съёмок гримировали, превращая его из лощёного красавца в побитую жизнью дворнягу, хотя он очень этого не любил. А вот

артистом Карай оказался замечательным, не смущался софитов и ветродуев и обожал Евгения Евстигнеева.
Фото со съёмок. Карай и Владимир Бортко
Фото со съёмок. Карай и Владимир Бортко
Владимир Бортко изначально решил, что его картина не будет цветной.

Чёрно-белый вариант с тёплым фильтром «сепия», вызывающим ассоциации со старыми чуть пожелтевшими фотокарточками, выглядел более атмосферно и отправлял зрителей на десятилетия назад. Добавили аутентичность фильму и кадры, стилизованные под хронику, из-за которых он выглядел немного документальным.

Ну и, пожалуй, самый любопытный факт состоит в том, что булгаковскую Москву снимали в Ленинграде. Художникам пришлось наматывать километры по городу в поисках подходящей натуры, но в итоге похожие улицы нашлись, так что

никто не догадался, что одну столицу изобразила другая.

Когда фильм вышел, то стало понятно, что Владимир Бортко не ошибся, отстояв Владимира Толоконникова. И он, и Евгений Евстигнеев, и Борис Плотников так идеально попали в образы, что сейчас даже сложно вообразить в этих ролях других артистов. Подавляющее большинство зрителей приняли ленту восторженно и, как ни удивительно, их поддержали критики, среди которых почти не нашлось недоброжелателей. Мало того, эта экранизация сегодня признана чуть ли не эталонной, и вполне сравнима по качеству с оригиналом, а где-то, возможно, и превосходит его.

А вам это «Собачье сердце» нравится?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-3