Найти тему
ЯМАЛ-МЕДИА

Деньги в тундре: на что живут коренные народы Севера

Фото: evgenii mitroshin/Shutterstock/Fotodom
Фото: evgenii mitroshin/Shutterstock/Fotodom

Коренным населением европейского Севера и северных районов Западной Сибири являются ненцы. Это уникальный самобытный народ с многовековой историей, традициями и обычаями. Современному человеку сложно представить, что сегодня, в век цифровых технологий и искусственного интеллекта, где-то на просторах нашей страны до сих пор люди живут в чумах, кочуют по тундре со своими стадами оленей и при этом абсолютно счастливы. Но это неоспоримый факт – ненцы живут в гармонии и единстве с природой, сохраняя старые верования и неукоснительно соблюдая заветы предков.

-2

Среди ненецкого населения выделяют три основные группы, и каждая из них отличается системой жизненных устремлений, ценностей, а также имеет свои представления о богатых и бедных.

Первая группа, о которой пойдет речь – кочевники-оленеводы. Они ведут традиционный образ жизни и переезжают на новые стоянки от 30 до 100 раз за год, преодолевая при этом огромные расстояния. Отдельно можно выделить полукочевых рыболовов – своё место жительства они меняют до 4 раз в год. Многие уже переселились в населенные пункты и интегрировали в современный мир большую часть элементов ненецкой бытовой культуры.

Поселковые и городские ненцы в основном заняты вне традиционных отраслей хозяйства – оленеводства и рыболовства.

Давайте разберёмся, чем и как зарабатывает на жизнь каждая из групп, на что ненцы тратят деньги и какими удобствами современности они пользуются.

Фото: Юрий Здебский/АНО "Ямал-Медиа"
Фото: Юрий Здебский/АНО "Ямал-Медиа"

«Аборигенный бизнес»

Традиционная хозяйственная деятельность коренных народов Крайнего Севера – это оленеводство, охота и рыбная ловля. Причём арктическое оленеводство уникально тем, что является не только отраслью хозяйства, но и образом жизни, а также частью традиционной культуры ненцев.

Мясо северного оленя товар востребованный, его охотно покупают иностранные предприятия. Ещё с советских времён северное оленеводство поставляло свою продукцию через колхозы и совхозы, а сегодня на Ямале организованы крупные оленеводческие хозяйства – государственные и унитарные предприятия. С начала 90-х годов в округе действуют общины коренных малочисленных народов, которые получают региональные субсидии и льготы. Важную нишу занимают личные оленеводческие хозяйства, которые живут на самообеспечении за счёт сбыта и продаж собственной продукции. Фактически они являются предпринимателями, но официально нигде не оформлены.

Фото: Юрий Здебский/АНО "Ямал-Медиа"
Фото: Юрий Здебский/АНО "Ямал-Медиа"

«Сберкнижка на четырёх ногах»

Богатство по-ненецки – «илебя», «илебц» или «саваилебц». Это означает «источник жизни». Такая интерпретация, вероятнее всего, окажется по душе многим россиянам. Ведь для большинства из нас богатство действительно является своего рода источником. Однако для ненцев все не так просто. Слово «илебц», например, означает «дикий олень». И не мудрено – для коренных жителей Севера эти животные играют важную роль в жизни, поскольку народ питается мясом этого парнокопытного, а оленья шкура способна согреть даже в самый лютый мороз. История появления и существования ненецкого народа тесно связана с этим животным. Конечно, сегодня оленеводство уже несколько утратило ту значимость, которая была раньше. Но полностью не исчезло.

Фото: Фёдор Воронов/АНО "Ямал-Медиа"
Фото: Фёдор Воронов/АНО "Ямал-Медиа"

Так каким же образом олени определяют степень богатства ненецкого народа?

Для тундровых ненцев, например, достаток по-прежнему тесно связан с тем, сколько особей во владении у семьи: в достатке будет считаться та, которая владеет тысячью и более голов. У бедной на счету не более 200 оленей, а средняя имеет до 400. Неудивительно, что олени по-прежнему играют важную роль в жизни определённой категории ненцев. Исследователи дают интересное определение этим животным – «сберкнижка на четырёх ногах».

Откуда же взялась та система, которая базируется на числе оленей, находящихся во владении у ненецкой семьи?

Все просто. Учёные давно установили, что имущественное расслоение у этого народа существует с конца XVIII века: например, приобрести большое число оленей было возможно после военных набегов. Это считалось престижным, ведь при отсутствии значимого стада ненец мог попасть в так называемое «служение», то есть, быть нанятым в пастухи для слежения за чужими оленями.

-6

Издревле стать богатым можно было наращивая численность поголовья. А вот пословица «встречают по одежке» у ненцев имеет несколько другое значение: по внешнему виду ненца в тундре всегда определяют, насколько его жена искусная мастерица. Коренные народы Севера и сегодня повседневно носят традиционную одежду. Во-первых, это красиво. А во-вторых, что немаловажно, такая одежда прекрасно подходит для жизни в суровом северном климате и кочевом образе жизни. Причем пиком мастерства декоративно-прикладного искусства у народов Севера считается именно то, насколько искусно пошито изделие. Ведь чем строже мастерица относится к традициям при создании одежды, тем меньше она изменяет крой и декоративные элементы. А это повышает ценность предмета.

-7

Так что в понятии ненца богатство это, в том числе, и умение создать красивую и практичную одежду.

Если же семья по какой-либо причине теряла своё стадо, то она могла поменять род деятельности и поселиться у берега реки. Тогда, как нетрудно догадаться, основным источником для существования становилась рыбная ловля. Современные ненцы, занимающиеся выпасом оленей, по-прежнему отмечают, что деньги заработать может каждый, а богатство заключается в этих животных. Нередко представители данной категории сравнивают денежные средства с водой, которая долго ни у кого не задерживается.

Поэтому рыбаки и оленеводы сегодня активно обмениваются продукцией, сохраняя традиционные связи. Взаимопомощь у жителей тундры понятие святое, ведь грань между бедными и богатыми подвижна: оленевод может по какой-либо причине потерять часть своего стада и перейти в рыболовы. А рыбак, наоборот, может накопить средства для покупки оленей и перейти в пастухи. Здесь наблюдается тесная взаимосвязь.

Фото: withGod/Shutterstock/Fotodom
Фото: withGod/Shutterstock/Fotodom

Так почему же оленей сравнивают со сберкнижкой?

Все очень просто. Если ненецкая семья нуждается в деньгах, то оленей забивают на мясо и продают, а вот живыми торгуют в исключительных ситуациях. В одном из исследований жизни ненцев приводится пример, когда мужчина продал оленей и купил квартиру. В тот же момент среди представителей своего народа он стал считаться бедным.

Потратить вырученную сумму можно для покупки, например, дорогостоящей техники – снегохода.

Давай меняться!

Практикуется в ямальской тундре и бартерный обмен. Его можно проследить на примере местных жителей и приезжающих на Север вахтовиков и туристов. Кочевники, например, обмениваются с работниками буровых станций: полтуши оленя или несколько мешков рыбы можно выменять на бочку бензина для снегохода или генератора. Это удобно для обеих сторон, ведь оленевод получает нужные ему вещи и продукты сразу на месте, ему не надо ехать за сотни километров в посёлки и фактории за необходимым товаром, а вахтовики таким способом «покупают» свежайшие продукты и сувениры.

В бартерных сделках участвуют и ненецкие женщины – иногда они шьют традиционную одежду и обувь для обмена с жителями посёлков, утратившими навыки их изготовления.

Фото: Василий Петров/АНО "Ямал-Медиа"
Фото: Василий Петров/АНО "Ямал-Медиа"

Подходи, налетай, не скупись, покупай!

Ненцы освоили и мелкую розничную торговлю. Они охотно приезжают в города и посёлки со своей продукцией – мясом, рыбой, ягодами, искусно пошитыми бурками и выделанными оленьими и песцовыми шкурами. Располагаются у крупных рынков и магазинов, где есть постоянный поток покупателей. Такая торговля, в основном, происходит зимой – и выехать из тундры оленеводам проще, и товар не портиться на жаре. А ещё ненцы активно торгуют в розницу на больших праздниках. Например, на Дне оленевода. Это очень важное мероприятие для всех коренных народов Севера – один из ярчайших и масштабных национальных праздников. Гости могут прокатиться на оленьей упряжке, попробовать ямальские деликатесы – сырую рыбу и оленину, погостить в настоящем чуме, испытать свои силы в национальных видах спорта, познакомиться с уникальной культурой и бытом народов Севера. Ну, и конечно, посетить ярмарку, которая предложит уникальные сувениры и продукты сурового северного края, созданные вручную и с любовью.

Фото: Фёдор Воронов/АНО "Ямал-Медиа"
Фото: Фёдор Воронов/АНО "Ямал-Медиа"

Большие города

По-другому ситуация обстоит с поселковыми и городскими ненцами. Здесь деньги играют важную роль в определении понятий богатства и бедности, как, впрочем, в любом населённом пункте. Оседлые ненцы оценивают своё благосостояние исходя из размеров заработной платы, социального статуса, жилищных условий, наличия автомобиля и других благ цивилизации. Нередко живущие в городах семьи владеют небольшими оленьими стадами. Откуда они появились? Конечно, достались в наследство от родителей. Но рыночная экономика и промышленное освоение коренными жителями Ямала становятся причинами для того, чтобы измерять богатство по системе, существующей в другой социальной среде. Поэтому поселковые и городские ненцы в повседневности стараются придерживаться общераспространённых представлений о жизни в достатке.

Ненцы, проживающие в городах и посёлках, в отличие от тундровых, сильнее зависят от осёдлости. Большинство из них живёт в благоустроенных домах, ездят по асфальтированным дорогам и в целом пользуются благами инфраструктуры, возводимых за счёт средств, которые поступают от отводов земель под промышленность. Оседлые ненцы зачастую имеют профессиональное образование, получают стабильную заработную плату и пенсии.

Фото: Андрей Ткачёв/АНО "Ямал-Медиа"
Фото: Андрей Ткачёв/АНО "Ямал-Медиа"

Быт или не быт

Сегодня быт кочевников невозможно представить без современных технологий, например, спутниковой связи и интернета. Достижения XXI века также внесли свой вклад в жизнь ненцев. Практически у каждой семьи есть дизельный или бензиновый электрогенератор. Он полезен семьям в любое время года, ведь заряжать телефоны и другую технику необходимо постоянно. Тем не менее, нельзя сказать, что ее наличие является показателем богатства. Безусловно, это повышает престиж семьи, но гораздо важнее не наличие ноутбука, а снегохода, или моторной лодки – для рыбаков. Словом всего, что может двигаться и помогать при каслании и промысле. И вопрос производителя перед ненцами не стоит – на что денег хватает, то и приобретается. Конечно, для передвижения можно использовать оленьи упряжки, но гораздо быстрее осмотреть свое стадо или отправиться в путешествие на снегоходе.

В целом, деньги ненцам необходимо для приобретения топлива для генераторов и снегоходов, покупки продукты питания – хлеба, круп, макаронных изделий. Некоторые стремятся к большему и копят на новый снегоход. Купить квартиру можно за счёт продажи мяса на забойных комплексах. Обычно недвижимость приобретается в посёлках, чтобы при необходимости можно было переехать туда из тундры.

Фото: Фёдор Воронов/АНО "Ямал-Медиа"
Фото: Фёдор Воронов/АНО "Ямал-Медиа"

Ненцы и налоги

Также интересно задаться вопросом – а платят ли ненцы налоги?

Если отношения ненцев с государством официально не оформлены, то и о выплатах речи быть не может. Ведь если вдуматься, за что они должны платить? Ненцы сами себя обеспечивают домами и транспортом, а в условиях тундры нет детсадов или больниц, магазинов и дорог. Тем более что не каждый может продать то, что производится. Гораздо проще все, что получает ненец от природы и традиционных промыслов, пустить во благо семьи.

Но если речь идёт о поселковых и городских ненцах, которые пользуются благами инфраструктуры, то здесь ситуация выглядит иначе. Тогда налоги выплачиваются исправно, как и в любом другом населенном пункте.

Фото: evgenii mitroshin/Shutterstock/Fotodom
Фото: evgenii mitroshin/Shutterstock/Fotodom

Современный мир вносит свои коррективы в размеренную и устоявшуюся жизнь коренных народов Севера. Интенсивное развитие промышленных предприятий по добыче полезных ископаемых в районах кочевья и проживания коренных народов зачастую не учитывает их интересы, ухудшает условия проживания и промысла, нарушает хрупкий эко-баланс территорий, загрязняя реки и уничтожая пастбища. Эти факторы приводят к постепенной утрате малочисленными северными народами своих исконных территорий и традиционных видов деятельности, и как следствие – коренные жители Севера всё чаще обращают свой взор в сторону городов и посёлков.