Найти тему
Рыжий рыцарь

Меч и лук: сакральное оружие персов

Персы эпохи правления Сасанидов, в массе своей уже давно не являясь кочевниками, тем не менее были относились к тому типу, который ваш покорный слуга именует "народом лука" - в противовес "народам копья", яркими представителями которых были эллины и римляне.

Главнейшим, основным и базовым оружием, на котором строилась вся персидская военная доктрина, был лук. Мощный. Композитный (сложносоставной). Рекурсивный - в небоевом состоянии, то есть со снятой тетивой, плечи этого лука выгибались в обратную сторону.

Сасанидский лук имел вполне типичную для Азии конструкцию: деревянная основа, усиленная костяными накладками и наклеенными вдоль (с внешней стороны) сухожилиями животных. Ближе всего он, пожалуй, к парфянским и гуннским лукам, но оружие персов (а также их соседей - кушан) отличалось очень длинными костяными "рогами" - прямыми наконечниками, крепившимися на концах "плеч" лука.

В боевом положении он выглядел так:

Шахиншах на охоте
Шахиншах на охоте

В небоевом состоянии (со снятой тетивой) длина сасанидского лука достигала 1,5 м - довольно много для композитного. Но, кстати говоря, он и считался мощнее, скажем, скифского лука.

В походе лук могли нести как в футляре-горите (на скифский манер), так и... Попросту повесив на шею - тетивой назад. Сохранился как минимум один барельеф, подтверждающий такую манеру:

Шахиншах Хосров II. Прорисовка барельефа в Так-и-Бустане.
Шахиншах Хосров II. Прорисовка барельефа в Так-и-Бустане.

Персы очень ценили свои луки. В зороастризме, доисламской религии Ирана, лук и стрелы считались за сакральные символы. Наравне с ними персы почитали только свои мечи...

Сасанидские мечи
Сасанидские мечи

Сасанидские мечи - длинные, всегда прямые, общей длиной до 1 м, с клинком длиной 85-90 см и шириной от 3 до 5 см. Сохранились отдельные экземпляры длиной 1,8 м! При этом они имели рукоять только под одну руку. Их назначение - загадка, но скорее всего, это было ритуальное, храмовое оружие.

Мечи Сасанидов могли быть как однолезвийными, так и обоюдоострыми, причем некоторые имели рукоятку с наклоном вниз, к лезвию, удивительно напоминающую рукоять шашки. И крепления на ножнах у некоторых таких клинков подразумевали ношение их лезвием вверх, опять-таки на шашечный манер...)

Гарды у этих мечей нет. Есть только передний упор. Зато рукояти у многих сохранившихся образцов чрезвычайно удобны. У них встречается даже выемка под указательный палец!

Рукоять сасанидского меча (палаша) VI-VII века
Рукоять сасанидского меча (палаша) VI-VII века

В общем и целом эти мечи в ближнем бою должны были быть куда эффективнее римских спат. Они длиннее, и их эргономика намного продуманнее. Персидская знать очень ценила свои клинки, васпухры и вазурги носили их как в конном строю, так и спешиваясь. Некоторые авторы упоминали, что персы, гордившиеся своими мечами, не расставались с ними даже дома.

И да - меч в зороастризме тоже сакральная штука. Даже клятвы друг другу персы приносили на мече и стреле:

"Говорит бидахш Джамасп: «…Не изволите ли вы, о господин, положить правую руку на сердце и поклясться фарром Ормазда, верой маздаяснийской и жизнью брата Зарера — то есть на блестящем стальном мече и стреле, достойной героя, обратясь к Дрваспе, трижды скажите: “Я тебя не изобью и не убью и гнев на тебя не обрушу, так что говори, что случится в битве рода Виштаспа!“ Тогда царь Виштасп говорит: “Клянусь фарром Ормазда, верой маздаяснийской, жизнью брата Зарера, что я тебя не изобью и не убью и гнев на тебя не обрушу!“

(с) "Предание о сыне Зарера"

Ормазд - это верховный зороастрийский бог. Он же - Ахура-Мазда. Фарр - в узком смысле душа, в более широком - святость, отмеченность богом, благодать, божественная правда. Наиболее высокое состояние, которого может достичь человек...