Найти в Дзене

❓ Когда ИП обязан организовать охрану труда ❓

Оглавление

До тех пор пока у ИП нет трудовых договоров с наемными работниками, работодателем его не считают. Трудовое законодательство для него не действует, поэтому обязанностей по охране труда у такого ИП нет.

⚠ Пример. Иван Иванов зарегистрировал себя как ИП, но в мастерской по ремонту обуви трудится в одиночку. Сам с собой индивидуальный предприниматель трудовые отношения заключать не может. Поэтому ему не нужно обучать охране труда, проводить СОУТ, направлять на медосмотры и исполнять другие обязанности из статьи 212 ТК. НДФЛ и страховые взносы в ФСС и Пенсионный фонд за работников он не платит, под проверки ГИТ не подпадает.

Как только ИП нанимает хотя бы одного сотрудника, у него возникают обязательства по Трудовому кодексу. С этого момента предприниматель должен организовать охрану труда и вести соответствующие документы.

⚠ Пример. Заказов стало больше, поэтому Иванов Иван нанял мастера по ремонту обуви. По нормам выдачи ему нужно было выдать костюм, перчатки и фартуки, являющиеся СИЗ 1-го класса. Но предприниматель решил не выдавать мастеру спецодежду. По жалобе работника с внеплановой проверкой к ИП пришел инспектор ГИТ. Иванову назначили штраф 5 тыс. руб. по части 1 статьи 5.27.1 КоАП. В суде арбитр не признал нарушение малозначительным и не стал менять штраф на предупреждение.

Если у предпринимателя есть наемные работники, он должен направлять их на медосмотры, психиатрические освидетельствования, выдавать средства защиты по тем же правилам, которые действуют для остальных работодателей.

❓ Какие документы нужно закупить и разработать ❓

Факт организации охраны труда подтверждают локальные акты предпринимателя. Список необходимых документов можно составить по проверочным листам приказа Роструда от 10.11.2017 № 655 (далее — Приказ № 655). Например, проверочный лист по спецоценке ГИТ использует, чтобы проверить, есть ли у ИП приказ об утверждении состава комиссии по СОУТ, порядок ее деятельности, график СОУТ, перечень рабочих мест, на которых проводили СОУТ, план мероприятий по улучшению условий и охраны труда (приложение № 21 Приказа № 655). Минимальный перечень локальных документов по охране труда для предпринимателя смотрите в приложенном файле - ЗДЕСЬ.

Какие поблажки по охране труда сделали для ИП

Когда у индивидуального предпринимателя меньше 15 работников, структуру системы управления охраной труда (СУОТ) можно упростить. Уровни управления между сотрудником и работодателем в этом случае разрешают сократить (п. 3 Типового положения, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н).
Если предприниматель относится к микропредприятиям и отвечает за охрану труда самостоятельно, создавать комиссию для
спецоценки не нужно. Полномочия комиссии может исполнить один человек: лично ИП или любой сотрудник, которого он назначил (ч. 3.1 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
Использовать поблажку не получится, если предприниматель заключил договор на услуги по организации охраны труда. В этом случае ИП должен возглавить комиссию по
СОУТ, а привлеченный по договору работник — состоять в ней. Чтобы соблюсти требование о нечетном составе комиссии, нужно также включить в нее представителя работодателя или профсоюза.
ИП может быть микропредприятием или малым предприятием. К первой категории относят ИП со среднесписочной численностью до 15 работников включительно и с доходом до 120 млн руб. за прошлый год. Если работников от 16 до 100 человек включительно, а доходы колеблются между 120 млн и 800 млн руб., у предпринимателя статус малого предприятия (ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ)
Микропредприятиям и малым предприятиям не нужно отчитываться об условиях труда по форме 1-Т (утв. приказом Росстата от 24.07.2020 № 412). Не сдавать отчет по форме 7-травматизм разрешили только микропредприятиям. Остальным подавать сведения о травматизме и профзаболеваниях нужно, если попали в выборку Росстата.
До конца 2020 года на предприятиях малого и среднего бизнеса со среднесписочной численностью работников до 200 человек не проводят плановые проверки. Если наемных сотрудников больше, проверять по плану ГИТ вправе только тех, кого отнесли к категории высокого риска.

С внеплановой проверкой ГИТ придет к ИП только в пяти случаях:

  • Есть вред жизни и здоровью граждан, риск такого вреда или возникла ЧС.
  • Должны проверить, как устранили нарушения из предписания, которые угрожали жизни, здоровью граждан.
  • Поступило поручение президента или правительства, требование прокурора по материалам и обращениям.
  • Нужно предоставить правовой статус, выдать лицензию или разрешение.
  • Должны проверить, как исполнили предписание, чтобы лицензия, аккредитация или разрешение начали действовать.
    Проверки по нарушениям, которые нанесли или могут нанести вред жизни и здоровью, инспекторы должны согласовать с прокурорами (п. 1 постановления Правительства от 03.04.2020 № 438).

Остались вопросы? Наши эксперты ответят на все вопросы.

Звоните: +7 (812) 309-53-58 | Пишите: info@labprofi.ru

#соут #спецоценка #специальнаяоценка #соутспб #соутсрочно #специальнаяоценкаусловийтруда #охранатруда #соутдляип #аттестациярабочихмест #лабпрофи