Азербайджанские вооружённые силы атаковали военную технику на территории Армении
У нас начался информационный шум — мол, теперь то уж мы просто обязаны выполнить свои обязательства по ОДКБ. Логика предлагается такая — Азербайджан произвёл удар по территории нашего союзника, и теперь Российская Федерация обязана оказать всемерную военную поддержку Армении против агрессора.
Давайте посмотрим, что же записано в «Договоре о коллективной безопасности»? И выглядит ли так реальное положение дел, как это озвучивается некоторыми людьми любящими требовать от руководства РФ простых и прямолинейных решений.
В подписанном Россией Договоре есть несколько статей описывающих ситуацию военного конфликта стран участников ОДКБ с внешними государствами.
Статья 4 гласит: «В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную».
Статья 6 прописывает механизм принятия решения об использовании вооружённых сил «в целях отражения агрессии в соответствии со статьей 4 настоящего Договора». Решение «принимается главами государств– участников».
В этих статьях ключевыми являются следующие фразы: государства-участники предоставят «необходимую помощь, включая военную» и решение о помощи «принимаются главами государств-участников».
Механизм оказания этой помощи, в рамках ОДКБ, жестко увязан с добровольным запросом страны члена ОДКБ, на которую произошло нападение. И никак иначе.
Армения с таким запросом в структуры ОДКБ до сих пор не обращалась и никаких необходимых в таких ситуациях межгосударственных консультаций не проходило. Это значит, что сама Армения не посчитала нужным обращаться в ОДКБ с таким запросом о помощи, исходя из своей внутренней оценки обстановки.
Хотя почти наверняка можно утверждать, что по не публичным каналам возможность такой помощи уже давно зондировалась со стороны Армении и возможно некая помощь уже оказывается. Например, система ПВО у России и Армении единая в этом регионе и работает на защиту как Армении, так и России.
Но официально премьер-министр Армении Никол Пашинян, 14 октября, заявил: «За 18 дней боевых действий наши героические войска немного отступили на северном и южном направлениях. Противник поменял свою тактику, диверсионными группами пытаясь посеять панику в тылу. Армия обороны держит под контролем ситуацию, нанося противнику тяжелые потери в живой силе и технике».
То есть вофициально озвучиваемой точке зрения армянского руководства ситуация продолжает находиться «под контролем» армии обороны Арцаха. То есть никакого «ужас-ужас» или «поражение» не констатируется и помощи не просится.
Дополнительно надо понимать, что военное противостояние официально происходит не между Арменией и Азербайджаном, а между не признанной (и в Армении, кстати, то же) Нагорно-Карабахской республикой и Азербайджаном.
Армения, безусловно, помогает Арцаху, но без объявления войны Азербайджану. Собственно со стороны Азербайджана объявления войны Армении так же нет. С азербайджанской точки зрения они пытаются восстановить контроль над частью своей территории, доставшейся им в наследство вследствие ленинско-сталинской национальной политики.
Россия, заинтересованная в урегулировании конфликта предпринимает политические усилия, чтобы посадить обе стороны за стол переговоров.
Спрашивается: с какой государственной стати Россия должна вмешиваться в этот межнациональный конфликт своими вооружёнными силами? Войны между Арменией и Азербайджаном официально нет. Турция в военный конфликт официально не вступила, хотя не официально, безусловно, помогает Азербайджану. Официальной добровольной просьбы о помощи направленной в ОДКБ со стороны Армении то же нет. Армянская сторона считает, что армия Арцаха «держит ситуацию под контролем».
До тех пор пока в этом армяно-азербайджанском конфликте не происходит ничего такого, чтобы ставило национальные интересы России в этом регионе в критически опасное положение (например, атака на нашу 102-ю военную базу в Гюмри или в Ереване) использование вооружённых сил России — не рационально и не оправданно.
Что же с русской точки зрения происходит на древней земле Нагорного Карабаха? Идёт межнациональный конфликт армян с азербайджанцами за обладание спорной территорией. Можем ли мы, Россия, военным путём отбить азербайджанские попытки наступления в Арцахе? Безусловно, можем, даже и с захватом Баку, да и Еревана в придачу. Но пока ведь мы не собираемся восстанавливать в этом регионе царские границы Российской Империи. А тогда зачем нам это затратное военное вмешательство параллельно с Сирией, тлеющим конфликтом на Донбассе и цветными революциями по всей постсоветской территории?
Абсолютно незачем.
Могут ли наши союзники в этом регионе — армяне продолжать успешно сопротивляться своими силами, снабжаемые нашими военными поставками, разведданными и прочей противовоздушной помощью?
Пока вполне могут. Армяне, воспринимают эту войну, как Отечественную, национальную.
Давайте тогда оценим их потенциальные силы. А для этого вспомним русские Отечественные войны. В Первой Мировой войне из населения Российской Империи в примерно 175–180 млн было мобилизовано в Императорскую русскую армию — 12 млн человек. Во Вторую Мировую войну при 190 млн — 34,5 млн. То есть мобилизация коснулась примерно 7–18% населения.
Таким образом, население Карабаха, составляющее 150 тысяч, при мобилизации и по-настоящему серьёзном напряжении сил, может дать от 10,5 тыс. до 27 тыс. бойцов на фронт. А Армения, в которой проживает примерно 3 млн человек — от 210 тыс. до 540 тыс. Плюс какое-то количество добровольцев из 10 млн армян в диаспоре по всему миру. Только в России армян от 1,2 млн до 2,5 млн человек, а в соседних с конфликтом Грузии и Иране соответственно около 170 тыс. и более 100 тыс. человек.
В азербайджанской армии до конфликта было не более 130 тыс. при 300 тыс. в запасе.
При серьёзном мобилизационном напряжении своих национальных сил армяне вполне могут остановить наступление азербайджанцев. Но только при действительном напряжении всех своих сил. На что, наверное, армянские власти и рассчитывают.
Будет ли проведена поголовная мобилизация у армян во имя спасения своей Родины, в том есть некоторые сомнения. Но в этом Россия должна помогать армянской стороне, если конечно межнациональный конфликт будет продолжать наращивать свою интенсивность.
Думаю, что если надежды на армянскую мобилизацию не оправдаются и дело дойдёт до прямого столкновения уже Армении и Азербайджана на территории армянского государства, то необходимо избрать, как крайний случай сирийский вариант. Добиться господства в воздухе, наладить поставки современного вооружения, непосредственно участвовать силами ЧВК и спецназа, но основную тяжесть полевых столкновений оставить целиком на плечах армянских пехотных подразделений.
Армения наш союзник в регионе, его надо поддерживать, но принципиально решить армяно-азербайджанский конфликт можно только возродив Ериванскую, Елизаветпольскую и Бакинскую губернии, преодолев советское национально-территориальное разделение.