Эмоциональный интеллект
EQ — умение распознавать эмоции, намерения, желания и мотивацию других людей, управлять своими и чужими эмоциями при решении конкретных задач.
Психологи заговорили об этом навыке когда поняли, что с помощью классических IQ-тестов нельзя дать точную оценку успеха. В противоположность обыденному понятию интеллекта, EQ — это способность точно интерпретировать и влиять на окружающую обстановку, поддерживать общение с другими людьми, основываясь на эмоциональных связях, справляться со стрессами и конфликтами.
Навыки EQ
В 1996 году в Торонто прошло собрание ассоциации психологов, где израильтянин Рувен Бар-Он впервые представил модель социального и эмоционального интеллекта (ESI). Она содержала 15 способностей:
На основе перечисленных навыков выделим главные компетенции, которыми должен владеть сотрудник с развитым эмоциональным интеллектом.
— Навыки общения:
- правильно истолковывать намерение собеседника
- легко налаживать рабочие отношения с новыми людьми
- договариваться с руководителями, партнёрами и коллективом
- защищать своё мнение и приводить аргументы
- обсуждать рабочие процессы в команде
Помогут эффективно коммуницировать с коллегами, поддерживать рабочую обстановку, налаживать деловые связи и договариваться с партнёрами. Развитая коммуникация в команде позволяет быстро достигать поставленных целей и сообща преодолевать трудности.
— Мотивация:
- стремление к достижению результатов
- желание преодолевать препятствия на пути
- деятельное побуждение к решению текущих задач
- умение ставить цели и стремиться к их достижению
- способность быстро справляться с неудачами и находить другие пути
Внутренняя мотивация важна каждому члену коллектива, чтобы ответственно подходить к поставленным задачам, выполнять работу в срок и достигать наилучших результатов. Менеджеры часто применяют и внешнюю мотивацию, чтобы повысить общую работоспособность команды. Это может быть денежная премия или сокращение рабочего дня за перевыполнение плана.
— Эмпатия:
- умение правильно интерпретировать эмоции других людей
- считаться с чувствами партнёров и членов команды в конфликтных и стрессовых ситуациях и при принятии решений
- предсказывать реакцию команды в стрессовых ситуациях
Важный навык для налаживания крепких эмоциональных связей в команде, где каждый сотрудник создаёт и поддерживает дружелюбную атмосферу. Эмпатия помогает повысить работоспособность коллектива, потому что все ощущают командный дух и поддержку со стороны коллег. Крайне эффективный навык в конфликтных и стрессовых ситуациях.
— Социальная ответственность:
- расценивать себя как часть команды
- быть ответственным за результат всего коллектива, в том числе и неудачи
- качественно и в срок выполнять работу
- решать задачи коллег при необходимости (горящие дедлайны, болезнь)
- анализировать результаты и учитывать опыт завершённого проекта
Поставленные задачи решаются быстрее, если над ними работает ответственная команда, где каждый член ощущает личную ответственность за достижение целей и в любой момент готов помочь коллеге.⠀
— Управление стрессом и конфликтами:
- умение прогнозировать и решать конфликты
- работать в стрессовых ситуациях
- контролировать эмоции и импульсивность
- переводить ситуации в конструктивный диалог
- анализировать причины предыдущих конфликтов и учитывать опыт в будущем
Умение управлять конфликтами и эмоциями в стрессовой обстановке позволяет команде быстро решать недопонимания среди сотрудников, избегать снижения эффективности работы и сохранять рабочий процесс.
Эмоциональный интеллект расширил представления о том, что значит быть «умным». Гибкие навыки, в отличие от профессиональных знаний, помогают налаживать полезные связи, управлять эмоциями, договариваться и предотвращать конфликты. А это полезно в любой жизненной ситуации.
Материал опубликован в нашем блоге MOOC и социальных сетях: ВКонтакте, Facebook и Telegram