Найти тему
MOOC.ru

Что такое эмоциональный интеллект и как проверить свой уровень

Оглавление

Эмоциональный интеллект

EQ — умение распознавать эмоции, намерения, желания и мотивацию других людей, управлять своими и чужими эмоциями при решении конкретных задач.

Психологи заговорили об этом навыке когда поняли, что с помощью классических IQ-тестов нельзя дать точную оценку успеха. В противоположность обыденному понятию интеллекта, EQ — это способность точно интерпретировать и влиять на окружающую обстановку, поддерживать общение с другими людьми, основываясь на эмоциональных связях, справляться со стрессами и конфликтами.

В 1996 году в Торонто прошло собрание ассоциации психологов, где израильтянин Рувен Бар-Он впервые представил модель социального и эмоционального интеллекта (ESI). Она содержала 15 способностей:

-2

На основе перечисленных навыков выделим главные компетенции, которыми должен владеть сотрудник с развитым эмоциональным интеллектом.

— Навыки общения:

  • правильно истолковывать намерение собеседника
  • легко налаживать рабочие отношения с новыми людьми
  • договариваться с руководителями, партнёрами и коллективом
  • защищать своё мнение и приводить аргументы
  • обсуждать рабочие процессы в команде

Помогут эффективно коммуницировать с коллегами, поддерживать рабочую обстановку, налаживать деловые связи и договариваться с партнёрами. Развитая коммуникация в команде позволяет быстро достигать поставленных целей и сообща преодолевать трудности.

— Мотивация:

  • стремление к достижению результатов
  • желание преодолевать препятствия на пути
  • деятельное побуждение к решению текущих задач
  • умение ставить цели и стремиться к их достижению
  • способность быстро справляться с неудачами и находить другие пути

Внутренняя мотивация важна каждому члену коллектива, чтобы ответственно подходить к поставленным задачам, выполнять работу в срок и достигать наилучших результатов. Менеджеры часто применяют и внешнюю мотивацию, чтобы повысить общую работоспособность команды. Это может быть денежная премия или сокращение рабочего дня за перевыполнение плана.

-3

— Эмпатия:

  • умение правильно интерпретировать эмоции других людей
  • считаться с чувствами партнёров и членов команды в конфликтных и стрессовых ситуациях и при принятии решений
  • предсказывать реакцию команды в стрессовых ситуациях

Важный навык для налаживания крепких эмоциональных связей в команде, где каждый сотрудник создаёт и поддерживает дружелюбную атмосферу. Эмпатия помогает повысить работоспособность коллектива, потому что все ощущают командный дух и поддержку со стороны коллег. Крайне эффективный навык в конфликтных и стрессовых ситуациях.

— Социальная ответственность:

  • расценивать себя как часть команды
  • быть ответственным за результат всего коллектива, в том числе и неудачи
  • качественно и в срок выполнять работу
  • решать задачи коллег при необходимости (горящие дедлайны, болезнь)
  • анализировать результаты и учитывать опыт завершённого проекта

Поставленные задачи решаются быстрее, если над ними работает ответственная команда, где каждый член ощущает личную ответственность за достижение целей и в любой момент готов помочь коллеге.⠀

-4

— Управление стрессом и конфликтами:

  • умение прогнозировать и решать конфликты
  • работать в стрессовых ситуациях
  • контролировать эмоции и импульсивность
  • переводить ситуации в конструктивный диалог
  • анализировать причины предыдущих конфликтов и учитывать опыт в будущем

Умение управлять конфликтами и эмоциями в стрессовой обстановке позволяет команде быстро решать недопонимания среди сотрудников, избегать снижения эффективности работы и сохранять рабочий процесс.

Эмоциональный интеллект расширил представления о том, что значит быть «умным». Гибкие навыки, в отличие от профессиональных знаний, помогают налаживать полезные связи, управлять эмоциями, договариваться и предотвращать конфликты. А это полезно в любой жизненной ситуации.

Материал опубликован в нашем блоге MOOC и социальных сетях: ВКонтакте, Facebook и Telegram