Концессионер мусороперерабатывающего комплекса в Архангельской области – АО «Управление отходами» - не смог взыскать в полном объеме понесенные расходы из-за проволочек с поиском земельного участка под полигон. Апелляционный суд отклонил жалобу компании.
Концессионное соглашение по созданию межмуниципальной системы переработки и утилизации твердых бытовых отходов в Архангельской области было заключено между АО «Управление отходами» и Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса региона в октябре 2013 года. Срок соглашения составил 25 лет. Инвестор собирался вложить в создание объекта 818 млн руб.
По соглашению концедент должен был предоставить земельные участки под создаваемый объект. Как следует из материалов дела, в сентябре 2015 года между инвестором и министерством были заключены договоры аренды земельных участков. Но при проведении проектных изысканий «Управление отходами» выявило, что участок под полигон находится в защитной полосе аэропорта Талаги, к нему отсутствует подъездная дорога для мусоровозов и мост через реку Юрас для проезда большегрузной техники. Об этом компания уведомила власти региона, попросила предоставить другой участок и потребовала расторгнуть старый договор аренды.
В январе 2017 года Росавиация отказалась согласовывать размещение полигона ТБО рядом с аэропортом. Правительство региона начало поиски нового места под комплекс, в качестве одного из вариантов рассматривался участок в районе железнодорожной станции Рикасиха в Северодвинске, который находился в бессрочном пользовании Минобороны. Однако новый участок тоже не был согласован. В итоге в декабре 2018 года «Управление отходами» потребовало от правительства региона расторгнуть концессионное соглашение и договоры аренды, а также возместить понесенные убытки. В качестве обоснования компания сообщила, что ей до сих пор не был предоставлен участок под полигон. Но в Минприроды региона отказали в этом, сославшись на то, что обязательства концедента по предоставлению земельных участков были выполнены путем заключения договоров аренды, а соглашение о расторжении договора аренды подписано по инициативе концессионера.
В связи этим в феврале 2020 года АО «Управление отходами» подало иск к Архангельской области в лице Минприроды и Минимущества региона с требованием расторгнуть концессионное соглашение, взыскать с властей понесенные расходы в размере 14,5 млн руб., а также расторгнуть договоры аренды земельных участков под комплекс. В качестве третьего лица было привлечено правительство Архангельской области. 3 августа 2020 года суд частично удовлетворил требования «Управления отходами», расторгнув концессионное соглашение и договоры аренды земельных участков. Также Архангельская область должна возместить инвестору 10,2 млн руб. Компания и правительство с решением суда не согласились и обратились с апелляционными жалобами. Публичная сторона потребовала отменить взыскание компенсации понесенных расходов, инвестор же просил увеличить размер выплат.
Однако 12 октября 14-й Арбитражный апелляционный суд постановил оставить решение Арбитражного суда Архангельской области без изменений.
«Данный спор наглядно показывает, что земельный вопрос при реализации ГЧП-проектов может стать ключевым риском и повлечь за собой досрочное расторжение соглашения. При этом в проигрыше остаются обе стороны – как публичная, так и частная. Для публичной стороны прекращается реализация социально-значимого, востребованного проекта, что означает необходимость поиска нового инвестора или пересмотра формы реализации проекта. Кроме того, появляется обязанность по выплате компенсации при прекращении, так как не было исполнено соответствующее обязательство. А для частного партнера полученная от публичной стороны компенсация не всегда может покрыть понесенные расходы, тем более ожидания от долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества», - отмечают эксперты Национального Центра ГЧП.
Больше новостей, аналитики и экспертных мнений в нашем телеграм-канале!