Читать это всё лучше под музыку, ссылку на которую я оставила внизу :) Песня группы "Немного нервно" "Истинное волшебство" :-)
Да.
Истинное.
Волшебство.
Есть актёры одной роли. К слову, сколько бы ролей ни было у замечательного актёра Михаила Кузнецова, сыгравшего моего любимого персонажа, он навсегда прилепил этот персонаж к себе и по большому счёту остался актёром одной роли. Гениальной роли. Выше этого он не прыгнул. Мог. Если бы Сергей Михайлович Эйзенштейн подольше побыл бы в его жизни, но увы...Сложилось так, как сложилось.
Михаил Кузнецов навсегда остался актёром одной роли - роли "чёрного ворона Федьки". Роли, которую он сам, судя по всему недолюбливал и точно до конца не осознавал того, что он там сотворил, став послушным инструментом в руке опасного геня Эйзенштейна.
А я, возможно, скоро превращусь в "поэта одного персонажа". Такое, видимо, тоже бывает. Жаль ли мне? Ни чер-та. Меня поймут те, кто держал чудо в своих руках.
А вы.... гладили Жар-Птицу? Птицы - это вообще моё любимое существо, наверное, они поэтому ко мне и летят :-) Иногда попроще, иногда Жар.
Сажая этих птиц себе на руку, я сумела отойти от чёрного ворона, куда - то в сторону первоначальной точки. Благодаря своему желанию разобраться, интуиции, привела меня в Переславль-Залесский - колыбель опричника Фёдора Басманова.
"Ты прости, мне даже не верится, что мы пройдем в закрытую дверь...
А в этой башне истинное волшебство!" (с)
В той точке, куда я прыгнула - славянская Жар-Птица...
Я помню, как начинала писать свою поэму... Так странно. В день -рождение Иоанна Грозного, совершенно не зная про сей факт... Так странно. Иногда даже страшно. Когда впереди было еще всё. Еще нужно было написать о службе, о темной опричной работе, о пороке, о светлой любви и точке слома. О тревоге, о предчувствии. О гибели, о Новгороде и об отце... Даже о знаменитых "танцах в летниках" ))))
Я вообще не пишу по порядку.
Но меня отшвырнули в начало. В Святочную зимнюю Русь, где всё белое от снега... И показали мальчишку в горностаевых мехах рынды. Он смеялся - щеки красные от мороза. Я видела каждую снежинку на ресницах и чувствовала холод на своих собственных ресницах...Пила валерьянку и не верила. Ведь, это так не походило на то, что до сих пор визуализировали до меня. Кому приятно думать, что ты сошёл с ума.
Но всё же бывает, что Вселенная приоткрывает секреты.
На днях подруга, послушав очередные стихи про эпоху Ивана Грозного, спросила:
- Марин, я конечно, знаю, что тырнета в эпоху Грозного не было, но всё-таки... а радостное-то у них в те времена хоть чё-нить было?
- Конечно, было - ответила я подумав, однако пошутила:
- Пороки - ибо как раз хотела прочитать стихотворение о пороках и мне нужно было плавно ввести подругу в тему :-)
Подруге понравилось, она даже похохотала, но это шутка. А если серьезно - светлое безусловно всегда есть, покуда будет солнце.
Что-то вне, в небе, вокруг, в земле, в облаках и в самих людях. Всегда есть начальная точка.Радостное есть и будет всегда, покуда есть возможность сбежать на берега Плещеева озера, которое помнить и хранит всех.
Еще месяц назад я сидела на берегах Плещеева озера в Переславле и встречала рассвет. Глядя на синюю-синюю воду.
От этой синевы слезились глаза.
Я видела и слышала. Я слушала, что присылало мне это озеро, помнящее всех. Изнутри поднималось такое, что если бы я не была поэтом, я бы подумала, что сошла с ума. Да. Озеро показало мне того самого юного воина, которого я однажды уже видела....
Ласковое мое, нежное, любимое Плещеево.
Сегодня (не без определённых опять событий), наткнулась на совершенно чудесное лично для меня произведение (нашла случайно, изыскивая нужную информацию по Вологде).
Картина 1889 года К.Лебедева "Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи».
Истории создания нет (ищу, но пока не нашла), но...
Иногда она и не нужна.
За троном - стоит чудо, за которое я так упорно бьюсь несколько месяцев.
Как-то подруга спросила меня:
- Марин, ты говоришь, там, в фильме есть несколько точек, где Эйзенштейн показал почти настоящего Фёдора... а он похож хоть чуть-чуть на эйзенштейновского?
- Похож - сказала я - Только ещё нежнее.
Еще нежнее.
Я помню каждую снежинку на этих ресницах.
Переславско-залесская опричная Жар-Птица. Русская, славянская, елизаровская... Это именно то, про что я писала, после поездки в город Переславль, город созданный для любви, счастья и чистоты:
"... Переславль - Журавль! Переславль - улыбчивый, румяный, нарядный, гремящий браслетами, сверкающий кольцами... Хвастун-красавчик, знающий себе цену. И все его дети, да крестники цену себе знают.
Кого-то он мне напоминает! Он такой как ты. Или ты, такой как Переславль? Или...Вы одно целое? И всегда были одним целым?
Переславль – Залесский – город – русский мальчик, стройный и гибкий, как ива. Переливчатый, как осина, светловолосый - кудри разлетаются! То в красном, то в белом сафьяне... наряд золотом расшит! Румянец – во все щеки!
То в венке из полевых цветов, то снег на ресницах «в пол перста». То на коне, расправив плечи...
Локоны вьются, носок сапожка выставляет, руки в боки, дурачится – зубки острые, губы поцелуйные.
Переславль?
Или ты?...В точке начала, в точке чистоты - вы не разделимы"
(из новеллы "Смерти нет. Есть только ты и Плещеево озеро")
Если смотреть в воду древнего озера, то можно увидеть кого угодно.
Да. Трижды да, миллионы раз - да.
Хотите знать правду - в Переславль. Только туда. Город-Журавль, созданный для любви. В точку начальной чистоты...Любого опричника.
Возможно, Переславль и для вас станет точкой чистоты.
Поэма "Фёдор Басманов. Опричная Жар-Птица"
Эссе-новелла "Смерти нет. Есть только Ты и Плещеево озеро. Поездка Переславль-Залесский-Елизарово"