Как купить туристическую путевку дешевле
<em>Пятьсот первая стройка, </em>
Однако уже на подъезде к Надыму небо затянуло, и первые капли стали срываться из низких серых туч, хотя за бортом было, как и прежде тепло.
Без особого труда преодолели ров, созданный дорожниками, чтобы не пустить посторонних и
выехали на новенький асфальт, который в этом году начали укладывать от Надыма в сторону Салехарда.
12 асфальтовых километров закончились моментально, и пошла отсыпка подготовленное основание под будущую дорогу с громким названием Северный широтный ход.
Вот и первый объект Мертвой дороги остатки береговой опоры железнодорожного моста. Собирался деревянный сруб, как для колодца, только с бОльшим количеством секций. И, по мере роста, заполнялся песком. Вот такая схема была применена для строительства этого моста.
Утка переводит через дорогу своих малышей. Умилительное зрелище.
Уводит в безопасное место.
Часто на пути встречаются характерные для Севера указатели
Вся новая дорога проложена параллельно с Мертвой дорогой, остатки которой можно наблюдать даже не выходя из автомобиля.
Водопропуск на месте, где протекает ручей. Прошедшее лето на Ямале выдалось необычайно засушливым и часть ручьев и болот практически пересохло. Потому некоторые мосты и кажутся стоящими на зеленом лугу.
И вот дорога привела нас к разъезду Щучий. Здесь находился лагерь для заключенных, а сейчас одно из немногих мест, где еще можно увидеть, как это выглядело тогда. Здесь можно потрогать руками историю. На снимке видны остатки караульной вышки и ограждения из колючей проволоки. А вдалеке находится будка обходчика.
Неравнодушные люди пытаются сохранить то немногое, что еще не тронуло время и то, что не тронули иные люди. Пытаются сохранить память.
Вот и портрет Сталина со словами, которые он быть может и не произносил, но, которые должны придать некое величие этому месту. Или испугать кого-то.
У этого лагеря до сих пор существует ограждение. Отчасти восстановленное, а отчасти то, историческое, продолжающее бороться с природой и охраняющее место большой человеческой скорби и большой силы.
Небольшой сруб, чье назначение осталось для нас неизвестным.
А в этих котлах когда-то варился обед для заключенных. Судя по их размерам, за столом собиралось немало людей. По воспоминаниям бывших сидельцев, питание в этих лагерях было организовано достаточно хорошо. Видимо здравый смысл подсказал, что от голодных зеков будет мало толку. Отыскивая в интернете информацию по этой теме, доводилось неоднократно встречать рассказы участников тех событий, как лагерное начальство, дабы стимулировать заключенных, выставляло на насыпи столы с коньяком и хорошей закуской, которые заключенные получали в качестве вознаграждения, когда достигали заданного рубежа.
Вот так сейчас выглядит лагерный барак сейчас.
А таким его видели те, кто прошел здесь в 70-х годах прошлого века.
Это список разъездов. Их 34 на 372 километра пути. По одному на каждые 10 12 километров. А каждый разъезд это лагерь, в котором не менее 2000 заключенных.
Так выглядят внутренности лагерного барака сейчас.
Ощущение такое, будто стон и мат, молитва и слезы исходят из остатков лагерных нар Как можно было жить в помещении со стеной в полкирпича при морозе в -40? При одной печке на всех
Очень крепким оказалось здание штрафного изолятора. Самые крепкие стены и самые крепкие решетки, до сих пор готовы заключить в свои объятья непокорных. Только дайте команду. Вот только двери забрали в музей Чтобы помнили.
Одиночка. Без нар, без табуретов и практически без отопления.
Через эту узкую щель, где сейчас посетители складывают сигареты, как бы давая покурить узникам, в камеру поступало тепло от печки, которую топили в караульном помещении. Одна печь на всех. Две одиночные камеры и одна общая (человек на десять) с нарами.
Очень скорбное место. Крест как вечная молитва о тех, кто остался здесь навсегда.
По всей территории лагеря видны следы дренажных канав и мостков над ними. Так отводили воду от жилых помещений.
А в этом здании прежде располагался контрольно-пропускной пункт. Ворота лагерные не сохранились, но именно через них ежедневно уходили и возвращались те, кому выпало строить в этих суровых местах.
Насыпь целиком искусственная. Песок доставляли в тачках из карьеров за несколько сот метров. В архивах находились фотографии брошенных тракторов, что говорит, и о наличии некоей механизация. Здесь мы их не увидели.
33. Рельсы и костыли еще сохранились, но шпалы уже превратились в труху.
Интересна история рельсов на 501-й стройке. Их, как и заключенных, свозили сюда со всей страны. Напомню, что стройка началась в 1947 году, в стране, где еще не все солдаты вернулись домой после Великой Победы. Так вот, рельсы забирали из резервов, снимали с недействующих путей, забирали в качестве трофеев из освобожденной Европы. Посмотрите на их клейма, присмотритесь к дате производства
Символично то, что встречались рельсы с отлитым на них словом Надежда Удалось найти в воспоминаниях заключенных, что на 501-ю стройку стремились попасть из других мест заключения. Даже существовал своего рода отбор. А всё потому, что здесь было организовано лучше снабжение, а так же существовал льготный зачет, когда при перевыполнении плана зекам зачитывали один день работы за два или три. Таким образом, у людей была надежда на досрочное освобождение из лагеря. И это реально работало.
Мосты. Это удивительно, но часть из них до сих пор стоят, хоть и серьёзно обветшали. А от некоторых остались лишь отдельные характерные части.
Жалко, что не сохранили эту дорогу тогда. Ведь часть её реально работала. Даже сейчас есть место, где стоят паровозы на рельсах посреди леса. А до начала 2000-х по этому пути на дрезинах перемещались связисты, которые поддерживали в рабочем состоянии линию связи, построенную в сталинские времена.
Время штрих за штрихом стирает с земли то, что строили люди. Построили, но бросили Как когда-то оставили в пустыне египетские пирамиды.
Вечная память тем, кто ушел навсегда по этим шпалам Дай Бог здоровья тем немногим, которые прошли это испытание и остались живы.
Это наша история. И её нужно знать.