Предварительное замечание к этой заметке, которое в конце ее будет повторено еще раз: России желательно остаться в стороне от нагорно-карабахского конфликта. Только особые и тщательно взвешенные обстоятельства могут оправдывать вмешательство России в защиту этой спорной для местных народов территории.
Один обозреватель верно заметил, что военный конфликт вокруг Карабаха будет длиться до тех пор, пока любители воевать с обеих сторон не перебьют друг друга. Если таких любителей миллионы, то должны погибнуть все эти миллионы – сами они не остановятся.
И сейчас только слепой не видит, что единственным способом остановить этот конфликт является возвращение Нагорного Карабаха в состав России – теперь уже не советской России, без всякой той идеологии.
При этом надо понимать, что такое «пополнение» России ни с какой стороны не нужно. Россия никоем образом в этом не заинтересована – и потому в случае такого присоединения все должно происходить на российских условиях и при условии предоставления России особых гарантий.
Конечно, конфликт остановится и в том случае, если Нагорный Карабах войдет в состав натовской Турции. Но тогда на этой территории не останется ни армян, ни азербайджанцев.
И тогда, конечно, в регионе тоже восстановится полное спокойствие – за полным отсутствием его возможных возмутителей.
Правда, в этом случае Армению придется вывести из состава ОДКБ – потому, что воевать за чужие интересы с блоком НАТО нам не надо.
Как решит все эти вопросы дружественный нам в прошлом армянский народ и Армении, и Карабаха – это его дело. Если будет его просьба о вмешательстве России в этот вопрос, эту просьбу можно будет рассмотреть. А если такой просьбы не будет, то России следует просто отойти в сторону.
Какие могут быть российские условия – в случае поступления такой просьбы?
Первое условие – никаких переговоров и никаких согласований. Либо российский пакет условий принимается безоговорочно, либо Россия его отзывает.
Второе условие – Нагорный Карабах принимается в Россию как российская территория – на правах внешнего анклава, управляемого непосредственно из Москвы. Вся власть в этом анклаве – исключая местное самоуправление городами и поселениями, осуществляется российскими назначенцами. Первоначально – российскими офицерами и генералами, состоящими в штате российской армии.
На этой территории не будет ни субъекта Федерации, ни иной какой-то национальной автономии. Ошибка с Абхазией и Южной Осетией должна быть исключена. Если народу Карабаха нужна национальная автономия и если он не готов признать русский язык как государственный, то ему надо существовать вне России и без России.
Третье условие. Формально Нагорный Карабах может быть причислен к одному из российских некавказских регионов, но по факту он должен будет представлять собой «военное наместничество» России – по примерной модели федерального округа Коламбия, Вашингтон, в США.
Еще одно условие – вооруженные силы на этой территории должны будут организованы по модели армии Израиля: в них зачисляются только местные жители-армяне, без привлечения лиц иной национальности (ни азербайджанцев, ни русских, ни «братьев» из Украины или Турции). Военная служба для них становится обязательной – как для молодых людей, так и для девушек (для последних – только на начальном этапе).
Общие выводы. Если народ Нагорного Карабаха надо спасать, то он должен согласиться на эти условия. Еще одно никем не признанное государство, не входящее в Россию, но гарантируемое Россией, ей не нужно.
Если Россия берется за окончательное умиротворение в этом регионе – то только так, чтобы не ожидать потом удара в спину.
И если потом нас назовут здесь «русскими оккупантами», то только в таком контексте, как - «Слава навеки русским оккупантам!» Освобождение Восточной Европы от гитлеровцев мы должны помнить – как и «благодарность» восточно-европейцев за это освобождение. Мы не должны допустить, чтобы такой трюк с нами повторили еще раз!
И тогда в Карабах могут вернуться и азербайджанцы. Но уже без всяких «национальных особенностей», а как обычные граждане РФ.
Что же касается военной безопасности региона, то она будет обеспечена принадлежностью региона к России. Что будет много более надежно, чем нынешняя ситуация, при которой возможный агрессор может напасть на Армению, надеясь, что Россия не будет вмешиваться. Такое может случиться, когда агрессором может выступить также дружественная к России страна (сила).
И, конечно, безусловным гарантом спокойствия в этом регионе было бы строительство в нем российской атомной электростанции. Но, боюсь, по техническим причинам это невозможно.
И теперь – самое главное. Лучше, чтобы Россия такой просьбы «о присоединении» не получала. Поскольку, если такой просьбы не будет, то Россия с чистой совестью может забыть об этом регионе навечно и сможет строить свои отношения с Турцией, совсем и очень дружественные или совсем «не очень», вовсе без учета этого фактора.
Но если такая просьба будет получена, то «до переправы» надо сделать все, чтобы «на другом берегу» интересы России ни в коем случае не пострадали. И те риски, на которые Россия пойдет в этом случае, должны быть полностью перекрыты теми гарантиями, которые России в этом регионе будут предоставлены.
Армяне много лет были в составе российского государства, армяне – единственный малочисленный народ СССР, который дал ему четырех советских маршалов.
Но потом они решили пойти своим путем, отдельным от России. И если мы это приняли, то должны принять и все вытекающие из этого последствия. Самостоятельность предполагает и ответственность. Как для армян, так и для русских.
Люди захотели жить без тирана Сталина и без указки из Москвы? Ну вот, Сталин – умер, а Москва перестала давать вам указания! Теперь – живите сами по себе! Что-то не получается? Терпите, вы же этого хотели!
Ашот, Гарегин, Рашид, Байрам, ведь я прав, друзья? Я знаю, что у троих из вас отцы служили в Советской Армии, а деды у каждого из вас - воевали и проливали кровь за Советскую Россию. А вы, как граждане России – ведь вы их память не предадите, не так ли?