Бой в Желтом море - сражение между русской первой Тихоокеанской эскадрой и Объединенным флотом Японии 28 июля 1904 года в Желтом море.
В начале лета 1904 года началась тесная осада Порт-Артура. Японская осадная артиллерия начала бомбардировки крепости и порта. В таких условиях портартурская эскадра, оставшись в крепости была бы обречена на гибель (что впоследствии и произошло).
Главнокомандующий морскими силами на Дальнем Востоке адмирал Алексеев отдал приказ идти на прорыв для соединения с Владивостокским отрядом крейсеров.
Состав первой тихоокеанской эскадры:
1)Эскадренные броненосцы: 6
"Цесаревич" (флагман контр- адмирал Витгефт), "Ретвизан" , "Севастополь" , "Полтава" , "Пересвет" , "Победа".
2) Отряд бронепалубных крейсеров: 4
"Аскольд" (флагман контр- адмирал Реценштейн), "Диана" ," Паллада" , "Новик".
3)Эскадренные миноносцы: 8
Эскадру также сопровождал госпитальное судно" Монголия".
Броненосный крейсер" Баян" в Порт-Артуре подорвался на мине и в поход не пошел.
Состав японского флота
1)Первый боевой отряд:
Эскадренные броненосцы:"Микаса"(флагман вице-адмирал Того), "Асахи", Фудзи","Сикисима". Броненосные крейсера:" Ниссин", "Кассуга".
2)Третий боевой отряд
Броненосный крейсер" Якума"(флаг контр-адмирал Дева), бронепалубный крейсера - 3:" Касаги","Читосе" и "Такасаго".
3)Пятый боевой отряд
Контр-адмирал Ямада: броненосец 2 класса" Чин-иен", 2 крейсера: "Хасидате" и "Мацусима".
4)Шестой боевой отряд
Контр-адмирал М. Того: Броненосный крейсер "Асама", 4 бронепалубный крейсера: "Акаси", "Сума"," Ицукусима", "Ацикусима".
Кроме этого: 18 Эскадренных миноносцев и 30 миноносцев.
2 и 4 отряды под командованием вице- адмирала Камимуры караулили в Корейском проливе отряд Владивостокских крейсеров.
Сражение в Желтом море
Русская эскадра вышла из гавани Порт-Артура в 8:30 28 июля 1904 года. Эскадра была построена в одну кильватерную колонну: головным шёл «Цесаревич» (флаг контр-адмирала Витгефта), за ним шли «Ретвизан», «Победа», «Пересвет» (флаг контр-адмирала князя Ухтомского), «Севастополь» и «Полтава». Далее следовали крейсеры — «Аскольд» (флаг контр-адмирала Рейценштейна), «Паллада» и «Диана». Крейсер «Новик» шёл впереди, а миноносцы — двумя колоннами на правом и левом траверзе флагмана.
Японский флот был обнаружен около 11:30. В ходе боя колонна двигалась, в основном, 13-узловым ходом. .
Огонь был открыт в 12:20 японцами с предельной дистанции в 80 кабельтовых (14,8 км).
Первая фаза боя
В ходе первой фазы боя противники активно маневрировали: японцы пытались охватить голову русской эскадры,русские — уклониться от боя и пройти мимо японских главных сил в открытое море.
Вскоре после открытия огня русская эскадра повернула влево, а японская — вправо, после чего противники разошлись на встречных курсах; средняя дистанция боя составляла 45 — 50 кабельтовых (8,3 — 9,3 км). Около 13:00 японцы перенесли огонь на русские крейсеры, которые увеличили ход вышли из линии влево, укрывшись за броненосцами. В 13:25 перестрелка главных сил прекратилась. Около 14:30 главные силы японцев вышли из боя и отстали.
В ходе первой фазы боя у русских от огня противника в наибольшей степени пострадали «Цесаревич», «Полтава» и «Аскольд» (снаряд попал в дымовую трубу, что привело к временному снижению тяги); в японском флоте получили повреждения «Микаса» и «Ниссин».
Вторая фаза боя
Второй бой начался в 16:45, при этом японская эскадра находилась справа от русской; дистанция боя постепенно сокращалась с 40 до 23 кабельтовых. Около получаса бой длился с равным успехом для обеих сторон, затем японцы пристрелялись по головному «Цесаревичу». В. К. Витгефт находился на нижнем небронированном мостике броненосца и управлял ходом боя. Около 17:30 305-мм снарядом, попавшим в фок-мачту «Цесаревича», были убиты находившиеся на мостике контр-адмирал В. К. Витгефт и большое количество штабных офицеров (в том числе тяжело ранен начальник штаба контр-адмирал Матусевич).
Чтобы не деморализовать русскую эскадру, сигнал о гибели командующего передан не был, и эскадру фактически возглавил командир «Цесаревича» капитан 1 ранга Н. М. Иванов. Приблизительно в 17:45 от попавших в рубку осколков 305-мм снаряда получили ранения и отравления газами все находившиеся в рубке: командир корабля капитан 1 ранга Н. М. Иванов, большое количество офицеров, в том числе рулевой. Были повреждены штуртросы, в результате чего лишившийся управления броненосец резко изменил курс влево и начал описывать циркуляцию, прорезав строй эскадры, который при этом совершенно нарушился.
В командование кораблем вступил старший офицер капитан 2 ранга Д. П. Шумов, прекративший циркуляцию и давший сигнал «Адмирал передает командование „Пересвету“» (то есть младшему флагману контр-адмиралу князю П. П. Ухтомскому), однако на «Пересвете» были перебиты фалы и контр-адмирал не смог подтвердить сигнал о вступлении в командование. Русские броненосцы сбились в кучу.
Маневр Ретвизана
Шедший вторым мателотом в кильватер «Цесаревичу» «Ретвизан» сначала пошёл за флагманом, но после того, как стало очевидно, что «Цесаревич» не слушается руля, вошёл в строй эскадры, а затем, когда японцы начали расстреливать головной «Пересвет», изменил курс на сближение с японской эскадрой. Впоследствии этот поступок был расценён, как попытка тарана шедшего в арьергарде броненосного крейсера «Ниссин», однако наиболее вероятным представляется версия, согласно которой его командир капитан 1 ранга Э. Н. Щенснович решил пройти под кормой «Ниссина» и прорваться в одиночку через строй японской эскадры, пока головные броненосцы были заняты поворотом и не могли обстрелять «Ретвизан» через строй своих кораблей. Для собственно японского арьергарда в этот момент «Ретвизан» представлял небольшую опасность, поскольку его носовая башня не могла поворачиваться и производила выстрелы только в моменты, когда японские корабли сами попадали на прицел, а часть 6-ти дюймовых орудий была выведена из строя. Помешало «Ретвизану» попадание случайного снаряда, в результате которого Э. Н. Щенснович был ранен осколком в живот и потерял управление кораблем. «Ретвизан», находившийся в этот момент в 17 кабельтовых от противника, лёг на обратный курс и, так и не возглавив эскадру, полным ходом (значительно превышавшим ход остальных броненосцев) пошёл в Порт-Артур. Тем не менее, манёвр «Ретвизана» отвлек японцев и несколько облегчил положение русской эскадры.
Отступление
Около 18:00 японская эскадра повернула на север, охватывая русские броненосцы и преграждая путь к Корейскому проливу. Остальные броненосцы, возглавляемые «Пересветом», также легли на обратный курс. Главные силы японского флота, не имея сил начать преследование, продолжили движение на север и вскоре прекратили огонь.
Отряд крейсеров
В ходе второй фазы боя русские крейсера прикрывали броненосцы слева от торпедных атак миноносцев и легких крейсеров противника. Когда эскадренные броненосцы начали в беспорядке отступать к Порт-Артуру, крейсера вначале повернули в том же направлении, находясь справа от броненосцев и подвергаясь обстрелу со стороны японских броненосных судов. В 18:50 контр-адмирал Н. К. Рейценштейн принял решение прорвать кольцо окружения, повернул на юг, форсировал ход до 21 уз. и, подняв сигнал «Всем крейсерам следовать за мной», а затем «Всем кораблям следовать за мной», атаковал броненосный крейсер «Асама». Фактически сигнал разобрали только на «Новике» и на 2-м отделении миноносцев, и к 19:40 оба крейсера прорвались мимо 3, 5 и 6 боевых отрядов японцев, получив повреждения средней тяжести.
Крейсера «Диана» и «Паллада» последовали за броненосцами.
наступлением темноты бой прекратился; опасаясь атак русских миноносцев, японские броненосцы и крейсеры скрылись из вида. Японские миноносцы ночью предприняли несколько атак, ни одна из которых не увенчалась успехом.
Возвращение в Порт-Артур
В наступившей темноте русская эскадра, лишённая управления, разделилась. Большая часть русских кораблей — броненосцы «Пересвет», «Ретвизан», «Победа», «Севастополь» и «Полтава», крейсер «Паллада», миноносцы 1-го отделения «Выносливый», «Властный» и «Бойкий», а также госпитальное судно «Монголия» — благополучно вернулись в Порт-Артур.
Интернированные корабли
Отставший от эскадры из-за заметно усилившейся рыскливости «Цесаревич» ночью по решению и. о. командира повернул на юг с целью дойти до Владивостока. На рассвете к командованию кораблем вернулся Н. М. Иванов, который, оценив повреждения, 29 июля увел «Цесаревич» в Циндао.
Крейсер «Диана», также отставший от эскадры из-за подводной пробоины, ок. 20:00 повернул на юг, отбил атаки миноносцев противника и, рассчитав, что не выдержит повторного боя, ушёл в Сайгон (французская колония во Вьетнаме).
Крейсер«Аскольд», оценив на следующий день повреждения, имея две подводные пробоины и половину 6-дм артиллерии вышедшей из строя, отказался от прорыва во Владивосток и ушёл на юг, в Шанхай.
Крейсер «Новик» вскоре после боя отстал от «Аскольда» из-за необходимости осмотра холодильников, затем заправился углем в Циндао и пошёл во Владивосток, огибая Японские острова с востока. 7 (20) августа 1904 зашёл на пост Корсакова (Сахалин) для дозаправки углем, где вечером того же дня был затоплен экипажем после боя с японским крейсером «Цусима».
Из миноносцев 1-го отделения «Грозовой» оказался вечером возле «Дианы» и по приказу командира крейсера сопровождал его. Утром из-за потекших холодильников получил приказ следовать в Циндао, по пути был атакован японским крейсером, целый день 29 июля уходил от него на мелководье и 30 июля с огромным трудом, питая котлы забортной водой, прибыл в Шанхай (Китай).
Из миноносцев 2-го отделения головной «Бесшумный» ночью потерял свои миноносцы, следовал самостоятельно, утром проскочил в 50 каб. впереди японской эскадры и под одной машиной пришёл в Циндао. Следовавшие парой «Бесстрашный» и «Беспощадный» утром оторвались от преследования нескольких японских крейсеров и из-за недостатка угля также ушли в Циндао.
Концевой в своем отделении миноносец «Бурный» ночью отстал, рано утром налетел в тумане на камни у мыса Шаньдун и был взорван экипажем, который пешим порядком прибыл в Вэйхайвэй (английская колония в Китае).
Все корабли пришедшие в иностранные порты были интернированы до конца войны.
Влияние сражения на ход войны
Несмотря на то, что ни одна из сторон потерь в кораблях не понесла, это сражение было переломным не только в судьбе 1-й Тихоокеанской эскадры, но и во всей Русско-Японской войне. После этого боя корабли 1-й Тихоокеанской эскадры больше не проявляли активности, что позволило японскому флоту беспрепятственно отремонтировать свои повреждённые корабли. Кроме того, опыт, полученный в этом бою адмиралом Того, позволил ему лучше подготовиться к встрече со 2-й Тихоокеанской эскадрой.
В то же время русским командованием этот опыт никак не был использован. Ведь именно во время этого сражения впервые бой вёлся на значительной дистанции 30-40 кабельтовых (сражение началось с дистанции 80 кабельтовых). До этого вероятной дистанцией боя считалась гораздо меньшая дистанция (10-20 кабельтовых). Кроме того, ночные атаки японских миноносцев оказались безрезультатными в основном благодаря тому, что русские корабли избегали открывать прожектора, делая всё, чтобы скрыть своё местоположение.
К сожалению, 1-я Тихоокеанская эскадра унесла весь полученный боевой опыт с собой на дно, и 2-я Тихоокеанская подошла к Цусимскому бою с теми же взглядами на тактику ведения боя, что и в начале войны. Японский же флот был реорганизован.
Данное сражение в принципе закончилось вничью, ни один корабль не был потоплен. Людские потери: Россия-168 человек, Япония-208 человек и лишь фатальное невезение(попадание снаряда в боевую руку "Цесаревича") не дало русской эскадре прорваться во Владивосток.
Не Лев Толстой
,