Сегодня я начинаю публикацию отрывков из книги, на работу над которой у меня ушло более трех лет.
Готовлю переиздание книги, обновленное и дополненное.
А пока – читаем.
Многим жителям Тульского края, да и всей России, известна блаженная девица Евдокия, матушка Дуняша, Дунечка, Евдокия Ивановна Кудрявцева (1883 – 1979). Сведения для издания книги собирались в течение многих лет и многими людьми. Архивные материалы пока могут подтвердить только один отрезок жизни матушки - с момента её ареста в 1948 году и до смерти в 1979.
Сведения о жизни матушки Евдокии в детстве и юности в основном отрывочные и предположительные. Возможно, матушка юродствовала, сообщая разным людям о себе неправильные данные, а может быть, рассказывала вместо своей жизни – чью-то жизнь. Или сознательного искажала данные, спасая себя, и других, от ареста, тюрьмы, смерти.
В милицейских отчётах и протоколах местом рождения Евдокии Ивановны указано село Сосновка Сосновского района Саратовской области. Однако, официальный запрос не подтвердил данных сведений. Вероятнее всего, это следует из свидетельств многих знавших её людей, матушка родилась в деревне Старая Копна Щёкинского района Тульской области. Но архивные данные также не могут подтвердить этого факта .
То ли эти данные не сохранились, то ли были сознательно уничтожены. Дату рождения все, кто был знаком с матушкой, указывают 8 марта 1883 года. Возможно, 1902 год, отмеченный в документах из МВД и МГБ, это год, который Евдокия Ивановна считала годом своего духовного рождения, год, когда она стала монахиней. Но подтверждения её монашеского пострига тоже нет.
Матушка с детства любила посещать храм, присутствовать на церковных православных богослужениях. Молилась иконе Божией Матери «Боголюбивая». Девочка росла, как все: помогала дома по хозяйству, училась в школе, хорошо плавала и пользовалась авторитетом у сверстниц. А еще отличалась необыкновенной добротой и щедростью. Маленькая Дунечка раздавала свои платки всем подряд. Есть сведения, что Евдокия Ивановна около 20 лет подвизалась в монастыре (ориентировочно, с 1902 по 1922 годы) и ее духовной жизнью руководил знаменитый на всю Россию оптинский старец Анатолий (младший) (+1929). Часто приезжал к ней о. Иоанн (Булгаков), ставший потом иеромонахом Илларионом. Есть сведения, что Дуняша поддерживала духовное общение с отцом Михаилом Рождественским, одним из наиболее авторитетных священников, рукоположенных в сан ещё при патриархе Тихоне, проведшем несколько сроков в советских лагерях для «врагов народа», не принявшем ни обновленчества, ни сергианства».
О чудесах блаженной говорила вся Тула. Люди приходили к ней за советом и помощью. Живший в то же время в Туле великий подвижник старец Сергий (Сергей Федорович Борисов, (+1946), к которому многие люди шли за советом, утешением, поучением и исцелением, иногда отсылал своих посетителей к блаженной Евдокии, говоря: «Я – то что, я – Сережка тухлый, а вот Евдокия – это да!». Старец Сергий похоронен на Всехсвятском кладбище города Тулы. С многими известными в православных кругах людьми вела свое духовное общение Евдокия Ивановна, любили и почитали ее не только туляки.
Будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков, 1971 – 1990), во время своего управления Тульской епархией (март-ноябрь 1961 г), встретил матушку Евдокии в Свято-Никольском храме и поцеловал ей руку в знак глубокого уважения.
В протоколах допросов зафиксировано: «Кудрявцева Евдокия Ивановна родилась в 1902 году в селе Сосновка Сосновского района Саратовской области. Детство свое помнит плохо. Пяти лет осталась круглой сиротой. Единственные сведения о родителях: «Отец мой жандарм был, его застрелили, а мать бросилась под поезд». В деле указано, что воспитывалась Евдокия в приюте города Белёва Тульской области, а позднее была взята на воспитание родственниками, проживающими в деревне Старая Колпна Щекинского района.
Училась в сельской школе, занималась крестьянским трудом. Установить, насколько это верно, пока невозможно. Видно, что факты биографии Евдокии Ивановны излагаются в соответствии с требованиями и штампами «советского пролетарского государства»: жандарма – «застрелили», жена его бросилась под поезд, а дочка этого «врага народа» воспитывалась в приюте и занималась сельским трудом.
О том, что папа матушки Евдокии в императорской России был жандармом и его «застрелили», а вернее расстреляли чекисты в 1937 году, говорят свидетельства очевидцев.
В 16-летнем возрасте девушку просватали замуж, но Евдокия сбежала из-под венца.
По воспоминаниям очевидцев, Дуняша любила молодого человека по имени Василий (по другим данным Вячеслав), но её просватали за другого. Жениха звали Михаил, уже было назначено венчание, но, не желая быть супругой нелюбимого человека, Евдокия сбежала от жениха и свадьба не состоялась. Может быть, она уже видела внутренним зрением свой подвижнический монашеский путь. В дальнейшем, уже живя в Туле, Дуняша часто просила своих знакомых называть новорожденных младенцев – мальчиков именем Вячеслав. Вероятно, память о своей первой чистой любви она пронесла через всю жизнь.
Читаем дальше строки из милицейского личного дела Евдокии Ивановны: «Позже 20 лет жила в монастыре. С детства религиозная. Заявляет, что «без церкви и креста» не может жить. Последние годы скиталась «по людям», ухаживала за детьми, большую часть времени проводила в церкви»..
Особенно памятны события начала войны. Известна история о том, что Евдокия Ивановна заверила руководство Тулы: «Немец в город не войдет, я ключи спрятала». Действительно, немцы не смогли прорвать оборону Тулы, хотя тяжёлые бои шли уже на окраинах города, а резервов для защиты города практически не было.
Блаженная всю войну постоянно молилась, крестила небо большой иконой Казанской Богородицы. Скорее всего, это и были те самые духовные «ключи» от города, которые спрятала матушка. Никто из знавших её в те годы не сомневается, что Казанский образ Пресвятой Богородицы и молитвы матушки помогли русским солдатам не пустить врага в город. После войны именно эта икона была украдена.
В тяжелые времена Отечественной войны к ней шли со своими вопросами и опасениями люди, чтобы узнать о судьбах отца и сына, брата или мужа, от которых не было никаких вестей, ища в этом свою последнюю надежду. В Заречье одна мать давным-давно не получала писем от сына - танкиста. «А ты протяни руку к иконочке»,- посоветовала прозорливица. За иконкой была спрятана чернильница. Мать написала письмо на фронт и получила вскоре ответ от командира части, который писал, что ее сын жив, но ранен и лежит в госпитале. Бывало, что Евдокия на глазах у всех рвала «похоронку». Затем либо приходила весточка от этого человека, либо он сам возвращался домой.
29 апреля 1948 года матушку задержали, а потом арестовали «по подозрению в контрреволюционной деятельности». Формальным поводом для ареста послужило то, что у Евдокии Ивановны не было документов, удостоверяющих личность. На допросе матушка Дуняша говорит о том, что однажды на квартиру, где она жила, попросились переночевать две женщины. После их ухода матушка обнаружила, что её паспорт разорван на мелкие кусочки. Она, по тексту допросной записи, обратилась в милицию, но документов так и не получила. Так ли это, или матушка просто не принимала советских документов, мы не знаем. Для верующего человека в те годы это было бы совершенно естественным и логичным поступком. Так или иначе, но повод для ареста был найден.
(Продолжение следует)