Дипломатические отношения России и Евросоюза в последние годы сложно назвать стабильными. С одной стороны, ещё 30 лет назад, после развала СССР, был взят курс «возвращение на столбовую дорогу цивилизации». И значительная часть элиты продолжает придерживаться этой концепции. С другой стороны, уже несколько лет Евросоюз последовательно вводит против России и её граждан (в том числе входящих в элиту) разнообразные санкции.
При этом Россия продолжает добиваться окончания строительства газопровода «Северный поток – 2». А чиновники в Брюсселе регулярно выступают с осуждением Российской внутренней политики. И даже требуют отменить поправки в, которые были внесены в Конституцию летом 2020 года.
Поэтому слова министра иностранных дел России Сергея Лаврова о том, что Россия может вообще прекратить диалог с Евросоюзом, не остались без внимания. Тем более, что слова эти прозвучали на заседании Валдайского клуба, где был зачитан ежегодный доклад, посвящённый многообразному миру и продолжению истории.
Общественная служба новостей обратилась к политическому консультанту и публицисту Анатолию Вассерману. Мы попросили разъяснить: как надо понимать слова Лаврова? Это просто очередной ход в прежней политической игре, когда мы с Евросоюзом «тут дружим, тут – не дружим». Или это надо считать уже голосом новой российской политики, которую будет продвигать наша страна после принятия поправок в Конституции?
Вот что нам рассказал Анатолий Вассерман:
«Дело не в поправках. Поправки нас ни от кого не отсекают. Поправки нас только приводят к нормальному для страны состоянию, когда мы руководствуемся не чужими желаниями, а, в первую очередь своими собственными.
Но что касается диалога с Европой, то надо понимать, что «диалог» – это разговор в котором участвуют как минимум две стороны. А объединённый Запад, включающий себя не только Западную Европу, но и Северную Америку, чем дальше, тем больше убеждает сам себя, что есть только два мнения: его и неправильное. Если же одна из сторон пытается вместо диалога вести монолог, то диалога как такового нет.
И Лавров, по сути, только констатировал, что у Запада нет желания вести с нами содержательный диалог, а есть только желание приказывать. Строго по американской поговорке: «Если я говорю «прыгайте!», вы в праве спросить только «на какую высоту?».
Так вот, Лавров сказал, что естественно, слушать подобные монологи бессмысленно.
Ну а кроме того, есть в это ещё один подтекст. Не буду вдаваться в многочисленные подробности – у меня на эту тему есть много публикаций, – но в данное время Европейский Союз нуждается в Российской Федерации гораздо больше, чем Российская Федерация в Европейском Союзе. И если сейчас во власти Евросоюза люди, не желающие (или не умеющие) осознавать очевидные объективные истины, то мы можем подождать, пока во власть придут те, кто этим навыком обладает».
Напомним, 11 октября Сергей Лавров снова подарил миру краткий дипломатический афоризм. Выступая на пресс-конференции после переговоров с послом Дании Йеппе Кофодом, глава российского МИД не стал отвечать на многословные обвинения своего коллеги. Он просто завершил мероприятие словами «Спасибо большое. Мы пошли обедать».