«Манчкин» – это залихватская пародия на классику ролевых игр и абсолютный must have для тех, кто любит весёлые и динамичные настольные игры. Цель игры – сражаться с монстрами, хватать ценные сокровища и подставлять друзей, чтобы стать Суперманчкином. Единственный минус – это немного запутанные правила, но стоит в них разобраться, как «Манчкин» станет одной из тех настольных игр, которые умело превращают скучное застолье в яркую и уморительную вечеринку.
Сама игра представляет собой огромную сатиру на все ролевые настольные и коллекционные карточные игры, что и придаёт ей необыкновенный шарм. Первое что мы видим в правилах игры это описание игры. «Манчкин» — это лихая пародия на классику ролевых игр. Здесь нет места пафосным
речам, натужному героизму и отыгрышу персонажа. С нами вы сможете зачистить фэнтезийные
подземелья и добраться до 10-го уровня, не отвлекаясь на всю эту ролевую шелуху!
А теперь перейдём непосредственно к разбору правил игры. В игру лучше всего играть компанией от трёх до шести человек. Вдвоём можно играть только для изучения. Компании большего размера технически возможны, но чем больше количество игроков, тем реже они смогут сделать ход. Цель игры состоит в достижении десятого уровня — главной характеристики персонажа в игре. Начинают все с первого, а дальше каждый повышает свои уровни путём сражений с монстрами или применением специальных карт.
Для начала необходимо решить кто же будет ходить первым. Выбирается это любым удобным для игроков способом. Игра состоит из ходов, каждый ход — из нескольких фаз. Завершив свои действия в последней фазе, передайте право хода соседу слева. Разберём каждую фазу отдельно(для большей аутентичности я буду переходить на мной так называемый язык «Манчкина»).
ФАЗА ВЫШИБАЕМ ДВЕРЬ
Вскройте верхнюю Дверь из колоды. Если это монстр, вы должны с ним биться (о Бое немного попозже). Ва не можете продолжать ход, пока не завершите бой. Если враг убит, получите уровень (или два за более серьёзного противника) и положенную долю сокровищ. Если вы вскрыли карту Проклятия, оно тут же действует на на вашего манчкина (если может) и сбрасывается. Если вышла любая другая карта, можете тут же сыграть её или взять на руку.
ФАЗА ИЩЕМ НЕПРИЯТНОСТИ
Если вы не встретили монстра, выбив дверь, теперь, при желании, можете сыграть с руки карту Монстра (если у вас есть такая) и подраться с ним по обычным правилам. Не выпускайте врага, с которым не в силах совладать, если не уверены, что вам помогут.
ФАЗА ЧИСТИМ НЫЧКИ
Если вы не встретили монстра, выбив дверь, и отказались искать неприятности, обыщите пустую комнату. Возьмите вторую карту Двери из колоды на руку, не показывая соперникам.Если вы встретили монстра, но смылись от него, вы не получаете права очистить нычки.
ФАЗА ОТ ЩЕДРОТ
Если у вас на руке больше пяти карт, либо сыграйте лишние карты, либо отдайте излишки персонажу с наименьшим уровнем. Если статус самого слабого манчкина(игрока) оспаривают несколько игроков, разделите карты между ними настолько ровно, насколько получится. Сами выберите, кто получит больше карт, если поровну раздать не получается. Если ваш манчкин самый низкоуровневый (или один из таких), просто сбросьте лишние карты.
Теперь поясню конкретно о каждом из действий.
БОЙ
Когда бьётесь с монстром, сравните его и свою силу. Боевая сила равна сумме уровня и модификаторов (как положительных, так и отрицательных) от шмоток(вещей игрока) и других карт. Если боевая сила монстра равна вашей или выше неё, вы проигрываете бой и должны смываться (об этом позже). Если же ваша боевая сила выше силы монстра, вы его убиваете и получаете уровень (или два за победу над особо могучими противниками) и столько сокровищ, сколько указано на карте монстра. Иногда карта позволяет вам избавиться от монстра, не убивая его. Это тоже победа, но уровня вы не получаете. Иной раз вам и сокровищ не достанется, но это зависит от карты. У монстров есть особые свойства, влияющие на расклад сил, к примеру, бонусы против определённого класса или расы. Не забывайте их учитывать. Во время боя вы можете играть прямо с руки разовые шмотки (а также другие разовые карты). Разумеется, вы можете применять и те разовые шмотки, которые уже находятся у вас в игре. В конце боя, независимо от его исхода, все разовые карты, которые были применены в этом бою, сбрасываются. В ходе боя вы не можете продавать, красть, надевать, снимать, обменивать шмотки или играть с руки любые шмотки, кроме разовых. После того как карта монстра вскрыта, вам придётся биться с ним при помощи уже имеющегося снаряжения и тех разовых карт, которые захотите сыграть. Победив монстра, сбросьте его карту, а также все сыгранные в ходе боя усилители и разовые шмотки, а потом возьмите сокровища. Следите за соперниками: они могут применить карты или особые свойства, чтобы изменить итог сражения. Когда побеждаете монстра, дайте соперникам шанс вмешаться — выждите примерно 2,6 секунды. Если
никто не воспользовался вашей терпеливостью, теперь вы точно убиваете монстра, переходите на новый уровень, получаете сокровища и наслаждаетесь зубовным скрежетом завистников.
НЕКОТОРЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ МОНСТРОВ
БОЙ С НЕСКОЛЬКИМИ МОНСТРАМИ
Некоторые карты (и прежде всего «Бродячая тварь») позволяют соперникам бросить против вас в бой новых монстров. Чтобы победить в таком бою, вам надо превзойти суммарную боевую силу всех врагов. Любые особые свойства (например, требование победить монстра только уровнем) распространяются на весь бой в целом. Есть карты, позволяющие прогнать одного монстра из боя и сразиться с остальными, но нельзя биться с одним и смываться от других. Даже если избавитесь от одного врага с помощью карты либо за счёт свойства класса или расы, но потом смоетесь от его выжившего напарника, вы не получите никаких сокровищ.
ПОМОЩЬ ОТ ДРУГИХ ИГРОКОВ
Если вы не в силах одолеть монстра в одиночку, попробуйте позвать на подмогу. О помощи можно просить любого, но только не каждый откликнется. Тем не менее, просите, пока все не откажут
или кто-нибудь не согласится. Вы вправе взять только одного помощника. Добавьте его боевую силу к своей. Не забывайте, что играть карты в текущий бой может любой игрок — и это помощью не считается. Помощника можно (а чаще всего — нужно) подкупать своими шмотками в игре или обещанием доли сокровищ, которые есть у монстра. Если в ход пошёл второй вариант, договоритесь, каким образом будете делить сокровища после победы.Особые преимущества и уязвимости монстра распространяются на твоего помощника и наоборот. Если вам успешно помогли, монстр убит. Выполните особые указания с его карты (если они там есть), получите сокровища и сбросьте монстра. Вы получаете уровни за каждого убитого врага, а ваш помощник — нет. Карты Сокровищ тянете вы, даже если монстр погиб из-за особых свойств твоего помощника.
СМЫВКА ОТ МОНСТРА
Если никто не согласился вступить в бой на вашей стороне или даже с подмогой вам не хватает сил одолеть монстра из-за козней других манчкинов, придётся смываться. Бегство из боя не приносит ни уровней, ни сокровищ, ни шанса почистить нычки. Более того, даже успешная смывка не всегда проходит без последствий. Бросьте кубик. Выпадет 5 и больше — смоетесь. Некоторые шмотки и свойства упрощают или затрудняют бегство. А ещё монстры бывают быстрые и медленные, и могут дать тебе штраф или бонус на смывку. Смылись? Не спешите сбрасывать монстра. Иные враги могут навредить даже смывшемуся манчкину, так что сперва прочитай карту. Догнав манчкина, монстр творит с ним указанное на карте непотребство: лишает шмоток или уровней, а то и убивает. Если в бою сражались два манчкина, смываться должны оба. У каждого свой бросок смывки. Монстр может поймать обоих. Смываясь от нескольких врагов, делайте отдельный бросок для каждого из них в любом порядке и принимай непотребство от всех, кто вас поймает. Вот теперь можно сбросить монстра (монстров).
СМЕРТЬ В ИГРЕ
Умерев, манчкин теряет всё имущество, но сохраняет свой класс (классы), расу (расы), уровень, карты «Суперманчкин» и «Полукровка» (если они у него в игре), а также все проклятия, которые действовали на него в момент смерти, — ваш новый персонаж не отличается от погибшего.
МАРОДЁРСТВО
Выложите все карты с руки рядом со шмотками и прочими картами павшего манчкина. Каждый соперник берёт из этих карт по одной на свой вкус, начиная с хозяина самого высокоуровневого персонажа (спорные ситуации разрешаются броском кубика). Если кому-то карт не хватит, ничего не поделаешь. Когда все соперники получили по карте, остатки сбрасываются. Мёртвые персонажи не могут получать карты ни по какой причине (даже от щедрот) и не растут в уровне. В начале хода следующего игрока у вас появляется новый персонаж. Он может помогать другим в боях, хотя пока и нечем: ни шмоток в игре, ни карт на руке у тебя нет. Свой следующий ход начните с получения восьми карт, как в начале игры (по 4 из каждой колоды). Можете немедленно сыграть класс, расу и шмотки, затем продолжайте ход по обычным правилам.
СОКРОВИЩА
Победив монстра (убив или изгнав его), получите сокровища. Внизу каждой карты Монстра указано,
сколько сокровищ полагается победителю. Если бились с врагом один на один, тяните карты в закрытую. Если у вас был помощник, набирайте сокровища в открытую, чтобы все видели, что вам досталось. Карты Сокровищ можно сыграть сразу, как только получил их. Шмотки выкладывайте перед собой. Карты «Получи уровень» вы вправе применить когда угодно и в пользу любого игрока.
ХАРАКТЕРИСТИКИ МАНЧКИНОВ(ИГРОКОВ):
УРОВЕНЬ: мера боеготовности и общей крутизны персонажа. Манчкин растёт в уровне за убийство монстров, применение особых карт и продажу шмоток, а непотребства монстров, проклятия и некоторые другие карты могут снизить уровень. Опуститься ниже 1-го уровня манчкин не может, однако его боевая сила может быть даже ниже нуля, если он подвергнется влиянию проклятий или других карт и свойств, снижающих силу.
РАСА: персонаж может быть человеком, эльфом, дварфом или хафлингом — если вы сыграли карту одной из этих рас. Если у вас в игре нет карты Расы, твой манчкин — человек. Он не обладает особыми свойствами. Свойства расы указаны на соответствующей карте. Манчкин обретает расовые свойства, едва ты играешь карту Расы, и лишается их при сбросе этой карты. Некоторые свойства требуют от вас сбросить карты — их можно сбрасывать как с руки, так и из игры. Карты Расы сами подскажут, когда применять их свойства. Карту Расы можно сбросить в любой момент, даже в бою: «Не желаю быть эльфом!». Оставшись без карты расы, ваш манчкин становится человеком до тех пор, пока вы не сыграете другую карту Расы. Манчкин не может принадлежать к нескольким расам сразу без карты «Полукровка», и даже с ней он не вправе принадлежать к двум одинаковым расам.
РАСЫ
КЛАСС: персонаж может быть воином, волшебником, вором или клириком — если вы сыграли карту одного из этих классов. Свойства класса указаны на соответствующей карте. Манчкин обретает классовые свойства, едва вы играете карту Класса, и лишается их при сбросе этой карты. Некоторые свойства требуют от вас сбросить карты — их можно сбрасывать как с руки, так и из игры. Карты Класса сами подскажут, когда применять их свойства. Запомните, что вор не может воровать, если он сам или его цель находятся в бою, а бой начинается, как только раскрыта карта монстра. Карту Класса можно сбросить в любой момент, даже в бою: «Не желаю быть волшебником!». Ваш манчкин становится бесклассовым до тех пор, пока вы не сыграете другую карту Класса. Манчкин не может принадлежать к нескольким классам сразу без карты «Суперманчкин», и даже с ней он не вправе принадлежать к двум одинаковым классам.
КЛАССЫ
ШМОТКИ
У каждой шмотки есть название, размер и цена в голдах. Также у шмоток есть бонус к боевой силе и/или другие полезные свойства.Карта Шмотки не приносит пользы, пока находится на руке: её надо
сыграть, иными словами — ввести в игру. У вас в игре может быть любое количество мелких шмоток и только одна большая. Мелкой считается любая шмотка без слов «Большой» или «Большая». Нельзя просто сбросить большую шмотку, чтобы сыграть новую: вы должны продать её, обменять, дождаться, когда она пропадёт из-за непотребства или проклятия, либо сбросить её для применения классового или расового свойства. Если что-то (например, принадлежность к расе дварфа) позволяет вам нести несколько больших шмоток, и вы теряете эту возможность, надо либо тут же исправить ситуацию, либо избавиться ото всех больших шмоток, кроме одной. Если это происходит в ваш ход и не в бою, вы можете продать лишние шмотки (их общая стоимость должна быть не ниже 1000 голдов). Иначе вам придётся отдать их самым низкоуровневым соперникам, чей лимит больших шмоток ещё не исчерпан. Если и после этого остаются лишние большие шмотки, сбросьте их. Помимо ограничений по классу и расе, существуют и анатомические: манчкин не может одновременно использовать больше одного головняка, одного броника, одной обувки и одной двуручной либо двух одноручных шмоток, если особые карты не отменяют тот или иной лимит. Так, у вас в игре может быть два головняка, но боевой бонус и особые свойства вы получаете только от одного из них. Поворачивайте горизонтально те карты Шмоток, которые сыграли, но не используете. Вы можете менять состав шмоток, которые используете, — иными словами, снимать и надевать их. В бою и во время смывки этого делать нельзя. Ещё вы не можете сбрасывать шмотки без причины. Чтобы избавиться от ненужных карт, вам придётся продать их за уровни, отдать сопернику, применить свойство класса или расы, либо дождаться подходящего проклятия или непотребства.
ОБМЕН ШМОТКАМИ
Вы можешь обмениваться шмотками (но не другими картами!) с соперниками. Обмену подлежат только шмотки в игре — карты с руки менять нельзя. Обмениваться можно в любой момент, кроме боя. Лучше всего меняться не в свой ход. Все полученные при обмене шмотки тут же входят в игру, и вы не можете продать их до начала своего хода. Также вы можете подкупать шмотками
соперников. Вы можешь показывать соперникам карты на руке — уж этого правила запретить не в силах.
ПРОДАЖА ШМОТОК
В свой ход можете сбросить шмотки на общей суммой не меньше 1000 голдов, чтобы немедленно получить один уровень. Если сбрасываете шмотки, скажем, на 1100 голдов, сдача вам не положена. Но если сбросите шмоток на 2000 голдов разом, получите сразу два уровня. Продавать можно как шмотки из игры, так и карты с руки. 10-й уровень нельзя купить за шмотки.
Вот в общем то и все правила «Манчкина». Как можно заметить правила не столь сложны, но ситуации, которые генерирует игру просто невообразимы. Так как в игре почти всё завязано на взаимодействии карт игра предлагает огромное количество комбинаций между ними, что даёт огромную возможность создание своей собственной тактики. А так как игра постоянно дополняется новыми картами игра не перестаёт быть интересной и весёлой.
Расскажу о официальных расширениях игры:
— Unnatural Axe, первое дополнение (66 подземелий, 46 сокровищ), в 2002 году выиграло Origins Award как «Лучшее карточное дополнение или расширение». В этом дополнении появилась новая раса — Орки. Русская локализация — «Манчкин 2: Дикий топор». В комплект входят также пять пустых карт для личных разработок владельца колоды;
МАНЧКИН 2: ДИКИЙ ТОПОР
— Clerical Errors, второе дополнение к Манчкин (66 подземелий, 46 сокровищ), с ним количество карт при игре в Манчкин выросло до 392. В этом дополнении появилась раса Гномы и класс Бард. Русская локализация — «Манчкин 3: Клирические ошибки». Все карты соответствуют своему назначению (Дверь/Сокровища);
МАНЧКИН 3: КЛИРИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
— The Need for Steed, третье дополнение к Munchkin (78 подземелий, 34 сокровища), выпущено в 2006 году. Содержит новый тип карт, Жеребцов, похожих на дракона, орла и черепаху. Кроме того, увеличено число видов Наёмников. Правила по использованию новых карт включены в дополнение. Русская локализация — «Манчкин 4: Тяга к Коняге». Все карты соответствуют своему назначению (Дверь/Сокровища);
МАНЧКИН 4: ТЯГА К КОНЯГЕ
— De-Ranged, четвёртое дополнение (60 подземелий, 52 сокровища), добавляет к существующим классам класс рейнджер, а также несколько монстров из европейской версии игры. Русская локализация — «Манчкин 5: Следопуты»;
МАНЧКИН 5: СЛЕДОПУТЫ
— Demented Dungeons, пятое дополнение, выпущено 16 марта 2008. Оно принесло новую концепцию «подземелий» — карт, временно меняющих правила игры для всех игроков. В дополнении присутствуют карты подземелья (20 штук), имеющие больший размер, и 16 обычных карт Порталов, которые позволят путешествовать всей партии между подземельями. Русская локализация — «Манчкин 6: Безбашенные подземелья»;
МАНЧКИН 6: БЕЗБАШЕННЫЕ ПОДЗЕМЕЛЬЯ
— Сheat with both hands, новое шестое дополнение (112 карт), которое заменило «More Good Cards» и «Munchkin Blender». Русская локализация — «Манчкин 7: Двуручный чит» вышла летом 2012 года;
МАНЧКИН 7: ДВУРУЧНЫЙ ЧИТ
— Half horse will travel, седьмое дополнение (112 карт). Вводит новые расы кентавр и ящерко. Русская локализация — «Манчкин 8: В хвост и в гриву»;
МАНЧКИН 8: В ХВОСТ И В ГРИВУ
И это я рассказал лишь о расширениях оригинального Манчкина, а ведь существует ещё Star Munchkin, Munchkin Fu, Munchkin Bites, Super Munchkin, Munchkin Impossible, Munchkin Cthulhu, The Good, The Bad, And The Munchkin, Munchkin Zombies и много чего другого.
Что ж подведём итог. Манчкин — это весёлая, интересная игра для компании друзей и знакомых, в которой если вы будете подставлять друг друга и относится к этому проще и с юмором, то отличная игра вам точно обеспечена. А у меня на этом всё. Всем пока и удачи.