Настолки для всех - 1. Мачи Коро
И сегодня я расскажу вам о «Мачи Коро».
Сеттинг. Каждый игрок в «Мачи Коро» становится мэром небольшого японского городка. Городки конкурируют между собой за право называться самым-самым. Естественно, для этого придется строиться и развиваться, а для этого, в свою очередь, нужно много денег. Заработать их можно как своим трудом, так и «паразитируя» на других игроках. Сразу оговорюсь, что «Мачи Коро» - это не особо достоверная игра, в которой фан идет в разрез со здравым смыслом. Например, здесь можно украсть шахту у другого игрока и «перенести» ее в свой городок. А еще здесь не бывает долгов. Совсем. Несмотря на активное перекидывание денег между игроками.
Правила. Еще одно достоинство «Мачи Коро» - это четкий критерий победы. Самым крутым японским городком станет тот, кто первым выстроит вокзал, торговый центр, парк и радиовышку. Никаких других способов выиграть здесь нет. Стоят все эти четыре достопримечательности 52 монеты. А изначально каждому игроку дается только 3. Впрочем, в довесок к этим копейкам вы получите Пшеничное Поле и Пекарню – ваши стартовые предприятия. Начальные условия для всех совершенно одинаковы, и как вы будете крутиться – зависит только от вас. И достопримечательности, и стартовые предприятия игрок выкладывает перед собой на стол. На руки в этой игре карты не берутся вообще – все открыто и прозрачно.
Игровой процесс прост до безобразия. В свой ход вы бросаете кубик, смотрите, что на нем выпало, и сравниваете это число с числами на ваших предприятиях (вверху карты). Если число на каком-то из предприятий совпало с выпавшим на кубике, предприятие активируется. Читайте, что написано на карте и выполняйте инструкции. Затем посчитайте свою наличность и купите одно (но только одно) новое предприятие или достопримечательность (цена указана в нижнем левом углу карт). А затем передайте кубик следующему игроку. Все.
Всего в игре 15 различных предприятий, с двумя из которых вы уже знакомы. Карты предприятий отличаются друг от друга не только числами, на которые они активируются, но и цветом самих карт. Синие карты (как Пшеничное Поле) срабатывают при броске любого игрока. То есть, если ваш сосед выкинет единицу, вы тоже получите одну монетку. Зеленые карты (как Пекарня) работают только в ваш ход. Красные карты (Кафе и Ресторан) веселее, и позволяют вам потрошить других игроков – они выбрасывают числа, вы забираете у них деньги. Фиолетовые карты самые пакостные – как и зеленые, они работают только в ваш ход, но деньги за них, как и за красные, вы отбираете у других. «Деловой Центр» - уникальная фиолетовая карта, с ее помощью можно отдать другому игроку что-то дешевое и ненужное и забрать у него что-то нужное и дорогое (согласие при этом получать не обязательно). Все предприятия, кроме фиолетовых, можно строить в неограниченном количестве, и их эффекты суммируются. За 5 Пшеничных Полей при выпавшей единице вы отгребете сразу 5 монет.
Как я уже говорил ранее, в «Мачи Коро» нет долгов. К тому же, после своего броска кубиков вы сначала раздаете деньги другим игрокам (если это необходимо), а потому получаете их сами. И не имея ни гроша на начало хода, вы можете показать владельцам Кафе и Ресторанов фигушки, а потом получить деньги из кассы за другие ваши предприятия – и вам за этого ничего не будет, да-да. Именно поэтому я никогда не коплю деньги в этой игре без крайней на то необходимости.
Вы спросите, как можно выбросить числа от 7 и больше, чтобы активировать Сыроварни и Шахты? Дело в том, что каждая построенная достопримечательность тоже имеет свое особенное свойство. Вокзал позволяет его владельцу бросать два кубика вместо одного. Торговый Центр делает более прибыльными Кафе и Пекарни. Парк Развлечений, как в «Монополии», дает игроку дополнительный ход при дубле на кубиках. А Радиовышка и вовсе позволяет перебросить кубики при неудачном броске. Строить достопримечательности можно в любом порядке – хватило бы денег.
Если вы будете внимательно изучать текст на картах, то заметите, что некоторые предприятия (например, Фруктовый Рынок) сами по себе вообще не приносят монет, а дают их за другие построенные предприятия. Фруктовый Рынок при активации сделает хозяина богаче на две монеты за каждое Пшеничное Поле и Яблоневый Сад.
А теперь – псс – небольшой секрет, как иметь кучу денег и всех обыграть. Строите два Пшеничных Поля (одно у вас уже есть), три Яблоневых Сада и два Фруктовых Рынка. Выбрасываете 11 или 12. Получаете 2*6*2 = 24 монеты. Их хватит на любую достопримечательность. Взгляды ваших соседей, когда вы будете забирать деньги из кассы – бесценны. А с дополнением «Мачи Коро Плюс» можно строить еще более убойные комбинации. Однажды я одним броском получил 62 монеты – не вру. Единственный минус такой стратегии – 11 и 12 вы можете вообще не выбросить ни разу за партию. Поэтому стараться настроить разных предприятий, закрыв все числа, или надеяться на удачу – выбор ваш, и это замечательно.
Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков не построит четвертую достопримечательность. Шансов догнать и перегнать у остальных уже не будет – этот игрок и становится немедленно победителем.
Нюансы. «Мачи Коро» предлагает нам два режима игры. В первом, основном, все виды предприятий (напомню, их 15) сразу же доступны для покупки. Во втором, альтернативном, все предприятия замешиваются в одну колоду, и из нее выкладывается по одной карте до тех пор, пока на столе не будет 10 разных предприятий. Карты с одинаковыми предприятиями кладутся друг на друга. Как только в процессе игры какой-то из видов предприятий будет полностью раскуплен, из колоды открываются новые карты. Мы практически всегда играем во второй вариант, но это дело вкуса – попробуйте оба.
Размышления. Обязательный признак хорошей настольной игры для меня – это вопросы, которые игра задает игрокам. В «Монополии», за критику которой я уже получил в свой адрес немало негатива, вами действительно играет кубик, и весь ваш выбор действий заключается в «купить Арбат – не купить Арбат». А в «Мачи Коро» вы решаете целый набор задач: что купить, когда купить, в каком порядке строить достопримечательности, пора или не пора переходить на два кубика, копить деньги, рискуя отдать их другим игрокам или пытаться получить их одним броском? Конечно, «Мачи Коро» – это не тренинг по основам предпринимательства, и вы не получите от игры ответа на вопрос «как построить свой бизнес». Но определенно, эта игра заставит вас пораскинуть мозгами, а в наш век пассивных развлечений это просто здорово, тем более что вы сможете собрать за игровым столом всю семью и отлично провести вечер.
Итого. «Мачи Коро» появилась в моей коллекции одной из первых игр, еще в 2016-м году. И она до сих пор мне не надоела. Мы играем в нее дома с дочкой и женой, я обязательно беру ее с собой на все игротеки, и пару раз мы даже устраивали по ней небольшие турниры. Но лучше всех слов о популярности «Мачи Коро» еще раз скажет потрепанность ее компонентов.
В следующий раз мы поговорим с вами о нестареющем «Каркассоне», которому скоро тюкнет уже два десятка. Заодно вы узнаете, кто становился чемпионом мира по этой игре, почему наш настольный клуб носит название «Хромой Мипл» и зачем вам отжимать у ребенка мозаику. А на сегодня это все, до новых встреч и не переставайте играть в настолки!