Найти тему
Константин

Школьные оценки - неоходимое зло. (Учитель должен быть богом.)

Человек рождается для великих свершений, и нелепо ограничивать его творчество рамками оценок. А обучение - это творчество, совместное творчество ученика и учителя. Поняв это, мы поймём смысл и необходимость оценок. Оценок индивидуального вклада ученика в этот процесс, правильности его усилий. Это объективная составляющая оценки. А субъективная - огромное влияние личности ученика и учителя.

Любая оценка - результат сравнения. "чтобы оценить меч Хаттори Ханзо, надо сравнить его со всеми мечами..." - извините, вспомнил "Убить Билла". Философский вопрос - надо ли сравнивать конкретного ребёнка со всеми другими учениками (мнимая объективность) или правильнее отслеживать его развитие? И каким должно быть это развитие?

Ещё в античные времена люди осознали, что прокрустово ложе есть зло. А добро - признание индивидуальности и развитие способностей каждого. Конечно, нам обязательно подкинут вторую ложную альтернативу - узкоспециальное образование. Готовим отдельно специалистов по гайкам и отдельно - по болтам. Выгодная концепция для империалистов, но ведь мы не такие? Мы хотим видеть рядом с собой гармонично развитых специалистов. Поэтому всё очень сложно: учитель должен сочетать специализацию ученика и всестороннее развитие. Учитель должен побуждать ребёнка усердно трудиться, подогревая его интерес, категорически избегая и перегрузок, и лени.

Учитель должен быть богом. Почти:)

"Учитель" в этом тексте - образ собирательный, это коллектив преподавателей, совместно творящих чудо - Человека.

И да, оценки - зло. Глупо оценивать уникальную и многогранную личность . Хоть по 5-и балльной шкале, хоть по 100 балльной.

А вот в узкоспециальных случаях жёсткая, бездушно-компьютерная оценка необходима. Очевидный пример - ПДД. Хочешь водить машину - будь любезен вызубрить правила и натренироваться водить. Не можешь или не хочешь - ходи пешком или вызывай такси. Даже если ты очень милый и добрый человек. Даже если твои родители богатые и уважаемые люди.