Древнерусское государство, возникшее более тысячи лет назад, подвергалось частым разорительным набегам со стороны кочевников и просто воинственных соседей, что заставляло славян постоянно думать о защите земель. Там, где появлялись поселения, возводились всевозможные оборонительные укрепления, рыли глубокие рвы, сооружались насыпи и устраивались специальные сторожевые посты, с которых подавались сигналы о приближении какой либо опасности.
Археологи предполагают, что на Руси для организации средств сигнализации применялись линии сигнальных костров, подобно существовавшим в Греции, Риме и Персии. Оборонительные укрепления, представляющие собой огромные земляные насыпи или валы, во время внезапного вторжения врагов представляли собой серьёзное препятствие, а в мирное время служили удобным местом для размещения наблюдательных и сигнальных постов. На юге России до сих пор ещё можно встретить такие возвышенности или холмы, которые иногда называют курганами.
Огонь, иногда дым (в зависимости от погоды) в течение долгих столетий оставались неизменными способами сигнализации. Формы организации сторожевой – сигнальной службы со временем, конечно, менялись.
В Xвеке, например, при князе Владимире Святославиче создаются особые сторожевые отряды, которые несли только караульную службу и должны были быстро сообщать своим воеводам о движении противника. Средством сигнализации чаще всего служили длинные деревянные шесты, к концам которых привязывались горячие снопы соломы или сена.
Широкое распространение огневая сигнализация получила в XIV-XV вв., после свержения татаро-монгольского ига и образования единого русского государства. С этого времени для обеспечения безопасности государства начинают сооружаться специальные оборонительные или так называемые засечные линии, представлявшие собой глубокие рвы или лесные завалы, тянувшиеся вдоль границы государства. При этом в пограничных зонах строились города крепости, которые заселялись людьми, обязанными следить за охраной государственных рубежей.
Первая защитная граница проходила по северо-западной границе Руси, так как прилежащие к ней местности были наименее защищёнными природой и подвергались наиболее частым и опустошительным набегам. Чуть позже появляются такие оборонительные линии на восточной и южной окраинах России.
В тех же целях в стране организуется постоянная станично-сторожевая служба, к которой привлекли множество людей. Вдоль границы на небольшом расстоянии друг от друга располагались сторожевые посты, с которых велось постоянное наблюдение за округой. О малейшей опасности тут же давали знать воеводам. В качестве сигнальных средств всё также использовался дым, костёр и реже звон колокола.
Эта сигнальная служба предназначалась только для обеспечения государственной безопасности и в других целях не применялась.
Внутри страны связь обычно осуществлялась с помощью пеших и конных гонцов и вестовых, которые специально содержались при дворе императора и при некоторых государственных учреждениях. Частные же лица при надобности сообщались между собой за счёт своих личных средств.
В XVI-XVII вв., в России достигает расцвета новый способ сообщения, так называемая ямская гоньба. Слово «ям» было занесено к нам татаро-монголами («дзям» по-монгольски – дорога, «дзями» – гонец, проводник). Татары, очевидно, в свою очередь позаимствовали это слово у китайцев, у которых по всем дорогам имелись особые станции с домами для пристанищ, называемые «Jamb» – почтовые дома.
По примеру китайцев, почтовые станции стали устраивать и татары в своей Орде. По-видимому, уже у татар нами была позаимствована и сама организация почтовых станций. В начале XVIв. по некоторым наиболее важным в отношении дорогам на расстоянии 30-40 вёрст друг от друга были учреждены станции, или «ямы», которыми заведовали ямщики. В их обязанности входило своевременное предоставление проезжающим проводников, лошадей и фуража.
В царствование Ивана Грозного насчитывалось уже около 300 таких станций. В дальнейшем число ямов увеличилось настолько, что их можно было встретить даже на малозначащих дорогах. Почти до середины XIX в. ямская гоньба была единственным и незаменимым средством сообщений. Только в второй половине позапрошлого века, когда началось широкое строительство железных дорог, ямская гоньба как средство связи прекратила своё существование.