В 646 году император Котоку отменил частную собственность на землю и крепостных, объявив и зависимое население, и землю собственностью императора, фактически национализировал и средства производства, и трудовые ресурсы. Такой шаг подрывал власть и влияние традиционных кланов японской знати. Однако, они были вынуждены смириться, так, как Япония остро нуждалась в объединении вокруг сильного императора. Да и как было не смириться, если Котоку, опираясь на своих сторонников разоружил кланы местных князей, а полученное в ходе конфискации оружие и доспехи передал в арсенал единой Императорской армии. Кроме то, Котоку ввел новую систему административного деления страны, упорядочил законами выдачу государственной земли в пользование крестьянам, унифицировал денежные налоги с населения и всевозможные повинности, возложенные на рядовых японцев, завел налоговые и семейные реестры (то есть организовал что-то вроде переписи населения для планирования и взимания налогов. В Англии до этого дойдут только через 4 века).
Была введена всеобщая воинская повинность, чего требовали интересы обороны страны от возможной внешней агрессии (тогда Ямато занимала лишь небольшую часть современной Японии). В данном случае повинность не предполагала призыва всех подданных в армию, не кто бы не смог содержать такую армию, даже император. Имелось в виду, что все должны вносить свой вклад в укрепление армии: кто-то прокладывал дороги, строил мосты, кто-то снабжал армию продовольствием, кто-то изготавливал оружие и доспехи и так далее. Позаботился Котоку и о том, чтобы отправить буддийских миссионеров в северную часть острова Хонсю и на более мелкие острова Рюкю, начиная с Окинавы. Перенес император, как и многие реформаторы, свою столицу – из Асуки, центра старой области Ямато, на новое место, где ныне находится город Нара.
Реформы Тайка были продолжены несколькими последующими императорами ( в том числе тридцать восьмым императором Тэндзи – бывшем принцем Нака, который, был одним из инициаторов преобразований, связанных с именем его дяди; он вступил на престол в 662 году и царствовал, как и Котоку, девять лет) и завершились принятием в 701 году Законов Тайхо, окончательно закрепивших, в частности, китайскую систему чиновнической бюрократии. Сильно ослабив позиции старой родовой знати, реформы привели к образованию новой придворной аристократии, зависимой от императора, более тесно связанной с бюрократической системой управления. Не все, конечно, шло гладко, но возникавшие проблемы находили благополучное разрешение – не зря японцы назвали реформы Тайка “реформами без потрясений”. Например, падение местных княжеских кланов создало трудности финансового характера для буддийских храмов – ведь прежде их поддерживали богатые феодалы.
Теперь единственным собственником стал император, к нему и обратили свои взоры и просьбы представители буддийского духовенства. Буддийские монахи стали всячески прославлять, подобно синтоистам, прежних императоров Японии, а в особенности – главного защитника буддизма принца Сётоку. К 700 году он был назван Отцом японского буддизма и обожествлен. Можно сказать, что и без обожествления и чудес роль принца Сётоку в истории становления Японии как государства исключительно велика. Когда он стал регентом, страна была неграмотной и изолированной от мировой цивилизации. Уже пол века спустя, трудами Сётоку Япония превратилась в одну из великих цивилизованных держав Восточной Азии. За короткий срок японцы под его руководством сумели обогатить свой мир понятиями религии и философии буддизма, а в Китае заимствовали несметные богатства знаний, наук и искусств. При этом они сохранили свои традиции государственности, и свою древнюю религию (синто). Пусть Сётоку считал мир непостоянным, его достижения оказались очень живучими, оказав огромное влияние на формирование всего уклада жизни и мировоззрения складывавшейся японской нации.
Также читайте на нашем канале, как Котоку стал императором.
Если вам понравилась статья пожалуйста ставьте пальцы вверх, подписывайтесь на канал. Это сильно поможет развитию канала. Спасибо за внимание. )
© Диана Кривцова и Камилов А.Т