Найти тему

Реформы Тайка, или “Большие Преобразования”

В 646 году император Котоку отменил частную собственность на землю и крепостных, объявив и зависимое население, и землю собственностью императора, фактически национализировал и средства производства, и трудовые ресурсы. Такой шаг подрывал власть и влияние традиционных кланов японской знати. Однако, они были вынуждены смириться, так, как Япония остро нуждалась в объединении вокруг сильного императора. Да и как было не смириться, если Котоку, опираясь на своих сторонников разоружил кланы местных князей, а полученное в ходе конфискации оружие и доспехи передал в арсенал единой Императорской армии. Кроме то, Котоку ввел новую систему административного деления страны, упорядочил законами выдачу государственной земли в пользование крестьянам, унифицировал денежные налоги с населения и всевозможные повинности, возложенные на рядовых японцев, завел налоговые и семейные реестры (то есть организовал что-то вроде переписи населения для планирования и взимания налогов. В Англии до этого дойдут только через 4 века).

император Котоку, современное изображение. Источник bibliotheque-imperiale.com
император Котоку, современное изображение. Источник bibliotheque-imperiale.com

Была введена всеобщая воинская повинность, чего требовали интересы обороны страны от возможной внешней агрессии (тогда Ямато занимала лишь небольшую часть современной Японии). В данном случае повинность не предполагала призыва всех подданных в армию, не кто бы не смог содержать такую армию, даже император. Имелось в виду, что все должны вносить свой вклад в укрепление армии: кто-то прокладывал дороги, строил мосты, кто-то снабжал армию продовольствием, кто-то изготавливал оружие и доспехи и так далее. Позаботился Котоку и о том, чтобы отправить буддийских миссионеров в северную часть острова Хонсю и на более мелкие острова Рюкю, начиная с Окинавы. Перенес император, как и многие реформаторы, свою столицу – из Асуки, центра старой области Ямато, на новое место, где ныне находится город Нара.

император Тэндзи, 38-й император Японии. Источник изображения medium.com
император Тэндзи, 38-й император Японии. Источник изображения medium.com

Реформы Тайка были продолжены несколькими последующими императорами ( в том числе тридцать восьмым императором Тэндзи – бывшем принцем Нака, который, был одним из инициаторов преобразований, связанных с именем его дяди; он вступил на престол в 662 году и царствовал, как и Котоку, девять лет) и завершились принятием в 701 году Законов Тайхо, окончательно закрепивших, в частности, китайскую систему чиновнической бюрократии. Сильно ослабив позиции старой родовой знати, реформы привели к образованию новой придворной аристократии, зависимой от императора, более тесно связанной с бюрократической системой управления. Не все, конечно, шло гладко, но возникавшие проблемы находили благополучное разрешение – не зря японцы назвали реформы Тайка “реформами без потрясений”. Например, падение местных княжеских кланов создало трудности финансового характера для буддийских храмов – ведь прежде их поддерживали богатые феодалы.

Японские воины. Современная иллюстрация. Источник https://www.pinterest.ru/pin/817333032369292786/?nic_v2=1a1G1tZL1
Японские воины. Современная иллюстрация. Источник https://www.pinterest.ru/pin/817333032369292786/?nic_v2=1a1G1tZL1

Теперь единственным собственником стал император, к нему и обратили свои взоры и просьбы представители буддийского духовенства. Буддийские монахи стали всячески прославлять, подобно синтоистам, прежних императоров Японии, а в особенности – главного защитника буддизма принца Сётоку. К 700 году он был назван Отцом японского буддизма и обожествлен. Можно сказать, что и без обожествления и чудес роль принца Сётоку в истории становления Японии как государства исключительно велика. Когда он стал регентом, страна была неграмотной и изолированной от мировой цивилизации. Уже пол века спустя, трудами Сётоку Япония превратилась в одну из великих цивилизованных держав Восточной Азии. За короткий срок японцы под его руководством сумели обогатить свой мир понятиями религии и философии буддизма, а в Китае заимствовали несметные богатства знаний, наук и искусств. При этом они сохранили свои традиции государственности, и свою древнюю религию (синто). Пусть Сётоку считал мир непостоянным, его достижения оказались очень живучими, оказав огромное влияние на формирование всего уклада жизни и мировоззрения складывавшейся японской нации.

Буддийский храм Хорю-дзи. Источник изображения http://tiptotrip.ru/tips/236-hramovyy-kompleks-horyudzi-horyuji-temple-yaponiya
Буддийский храм Хорю-дзи. Источник изображения http://tiptotrip.ru/tips/236-hramovyy-kompleks-horyudzi-horyuji-temple-yaponiya

Также читайте на нашем канале, как Котоку стал императором.

Если вам понравилась статья пожалуйста ставьте пальцы вверх, подписывайтесь на канал. Это сильно поможет развитию канала. Спасибо за внимание. )

© Диана Кривцова и Камилов А.Т