Найти тему
Михаил Мельников

Сонет о СОКРАТЕ

Сонет о СОКРАТЕ

(469, Афины – 399 до н. э., там же)

Когда-то сравнивали мы

Себя с пленительной Природой.

Теперь с собой, согласно с модой,

Природу сравниваем мы.

Когда-то чувствами могли

Предмет на истинность проверить.

Теперь же Разум не уверить,

Что Чувства Истину нашли.

Когда-то Истина от нас

Свободно Землю обходила,

Теперь ей дела нет до нас.

Когда-то Мера всех манила

Надеждой пряталась от глаз,

Теперь же Разум как мерило!

СОКРАТ

с чашей цикуты в руке

Я пью судьбу свою до дна!

И в час разлуки, в час печали

Хочу, чтоб вы, Афины, знали

В чем хочет быть моя вина!

Народ и каждая душа

Добро на деньги променяли;

Со мной они в себе узнали,

Что знаний нету ни гроша!

Неправый суд я встретил стоя:

Страну измерит не Цена, –

А лишь достоинство героев!

Мораль пробудится от сна!

Но вижу я как пепел Трои

Покрыл судьбу мою до дна!

Краткая биография

Родители Сократа – Софрониск, каменотес, и Фенарета, повивальная бабка, из Афин. У него был старший брат по матери – Патрокл, который унаследовал имущество отца. В молодости Сократ работал каменотесом. Освобо­дил его из мастерской и дал ему образование афинский богач Критон.

Сократ неоднократно участвовал в военных действиях. Жил он очень просто (все его имущество в старости составляло примерно 5 мин – около 2 кг серебра), руководствуясь правилом: чем меньше человеку надо, тем ближе он к богам. Будучи знаменитым философом, он не брал денег со своих учеников, как это делали софисты, счи­тая, что торговать мудростью хуже, чем торговать телом (например, как проститутки). Уди­вительно, говорил Сократ, что всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, сколько у него друзей. Есть только одно благо – знание и только одно зло – невежество. Поэтому добродетели можно научить, приобщая че­ловека к знанию. О себе говорил: "Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого".

Стариком он учился играть на лире, любил плясать, считая, что такое упражнение полезно для здоровья. Когда его спраши­вали, что лучше –жениться или не жениться, он отвечал: "Как бы ты ни поступил, все равно будешь раскаиваться". Сам Сократ же­нился после 40 лет на Ксантиппе. У них было трое сыновей: Лампрокл, Софрониск и Менексен. Сократ не был образцовым семь­янином и не всегда выполнял даже роль "квартиранта". Поэтому жена часто называла его "болтуном" и "бездельником".

Философ говорил, что надо есть, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть, а ему, кроме того, бог наказал жить, занимаясь философией. Часто приговаривал: "Клянусь собакой!"

Оракул в Дельфах назвал Сократа самым мудрым человеком во всей Греции.

Отсутствие письменных сочинений философа являлось следствием принципиального отношения его к письменности. Он полагал, что письменность – это всего лишь "подражание" жи­вому диалогу. "Дурная особенность письменности поистине сходна с живописью: ее произведения стоят как живые, а спро­си их – они величаво и гордо молчат".

Философия Сократа заключалась в исследовании живого человеческого знания: знания, которым обладают люди, и соб­ственного знания. Поэтому он всю жизнь провел в беседах с афи­нянами. Однако оказалось, что не все люди способны публично признавать свое незнание.

"В особенности не ухватишь это человека в его постоянном иронизировании, в его лукавом подмигивании, когда речь идет о великих проблемах жизни и духа. Нельзя же быть вечно добродушным. А Сократ был вечно добродушен и жизнерадостен. И не тем бесплодным стариковским добродушием он отличался... Нет, он был как-то ехидно добродушен, саркастически добродушен... Он что-то сокровенное знал о каждом человеке, и знал особенно скверное в нем. Правда, он не пользовался этим, а, наоборот, покрывал это своим добродушием. Но это – тягостное добро­душие. Иной предпочитает прямой выговор или даже оскорбле­ние, чем эти ужимки Приапа, от которых неизвестно чего ожи­дать в дальнейшем.

Его улыбки приводили в бешенство, его с виду нечаянные ар­гументы раздражали и нервировали самых бойких и самых на­пористых. Такая ирония нестерпима. Чем можно осадить такого неуловимого, извилистого оборотня? Это ведь сатир, смешной и страшный синтез козла и бога. Его нельзя раскритиковать, его недостаточно покинуть, забыть или изолировать. Его невозмож­но переспорить или в чем-нибудь переубедить. Такого язвитель­ного, ничем не победимого, для большинства даже просто от­вратительного старикашку, можно было только убить" (А.Ф.Ло­сев). И в 399 году до н.э. против Сократа кожевенником Анитом, поэ­том Мелетом и ритором Ликоном было выдвинуто судебное об­винение в отрицании богов, которых признает город Афины, и в моральном развращении молодежи. Требуемое наказание – смерть.

Философ предстал перед одной из десяти палат суда присяж­ных в составе 501 человека. В состав Афинского суда входило 6 тысяч человек, из которых 5 тысяч были действительными и одна тысяча – запасными судьями. Выбор судей происходил ежегод­но по жребию из числа граждан не моложе 30 лет. После выступ­ления представителей обвинения и защиты судьи (присяжные) голосовали черными и белыми камешками: виновен или неви­новен. Сократ был признан виновным (280 против 221). После этого виновный, в соответствии с афинскими законами, сам оп­ределял себе меру наказания. Суд выбирал между мерой нака­зания обвинителей и мерой наказания обвиняемого. Третий ва­риант исключался.

Сократ, вместо ожидаемых просьб о помиловании, раскаяния, назначения ссылки или хотя бы минимального штрафа, предло­жил для себя не меру наказания, а высшей чести в Афинах – обед за государственный счет в Пританее, где обедали олимпийские чемпионы и заслуженные государственные деяте­ли. Суд вынес ему смертный приговор.

Отказавшись от побега, устроенного друзьями, Сократ, как законопослушный гражданин, выпил яд.

«Здоровье – это не все, но без здоровья все – это ничто…»

Основной труд: жизнь Сократа.