Вы, злодейству которых не видно конца,
В Судный день не надейтесь на милость Творца!
Бог, простивший не сделавших доброго дела,
Не простит сотворившего зло подлеца!
Омар Хайям
Египетское рабство народа Божьего, если углубиться в детали, представляло собой проект контроля над рождаемостью неугодных. Эта маниакальная идея, видоизменяясь, принимая различные формы, жива до сих пор. А в Египте она имела три формы.
Во-первых, были предложены два вида тяжких работ (египетская глобальная стройка и полевые работы, но об этом позже) и поставлены сборщики дани (в Синодальном переводе «начальники работ»). Рабский труд и налоговое бремя — казалось бы, какие тут дети?! Но не сработало. Все равно умножились. Интересно в этом месте другое. Слово, которое Моисей употребляет, характеризуя действия египтян - «с жестокостью» - встречается всего 6 раз в 3 местах Писания: дважды в первой главе книги Исход, трижды в книге Левит, когда говорится о том, как израильтяне должны строить отношения с рабами, и еще один единственный раз в книге пророка Иезекииля 34:4, когда говорится о пастырях израилевых, которые пасли себя и правили народом с насилием и «жестокостью». Промахнуться с толкованием невозможно. Параллель между "пастырями израилевыми" времен Иезекииля и надсмотрщиками в Египте очевидна. Для того, чтобы держать численность народа в заданных рамках, из среды народа поставляются «сборщики дани», которые принуждают к тяжким работам на стройках и в поле, делающие жизнь народа невыносимой.
Именно в таком состоянии находился народ Божий на момент перед Вавилонским пленом, по словам Иезекииля. И именно в таком состоянии он пребывал на момент первого пришествия Христа: священники в храме вымогали деньги, а фарисеи, искажая слово Божье, делали жизнь народа просто невыносимой. Здесь те, кому рот рублем закрывают обычно останавливаются и говорят: «Имеющий уши, да слышит». Но нужно сказать прямо: Мы сегодня находимся там же! Есть ли еще кто-то, кто не чувствует себя кошельком с ножками, приходя в собрание? Деньги! Деньги! Несите деньги! А куда, на что, в каком количестве, в течение какого времени, сколько уже собрано, как израсходовано и сколько еще нужно — баранам знать не обязательно. Ни прозрачности, ни отчетности… А кроме того — даешь две жатвы в год! А о том, что нужно пахать, сеять и ухаживать почему-то речи нет. Проблемы негров начальство не волнуют! Священная история говорит, что народ Божий скатывался в Египетское рабство уже дважды, если не трижды. И надо сказать, что сегодня мы уже там. Внутренне мы уже там, а внешне — скоро там будем, но об этом в другом месте.
Вот только не нужно вешать всех собак на "кого-то там". Причина по которой Бог допускал рабство всегда была одной и той же — отступничество народа. А значит и решается эта проблема не революциями, а покаянием.
«Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои. Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу» (Пл.Иер.3:39,40).
«Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2Кор.11:13-15).
Не тот святитель настоящий
И добрый пастырь душ земных,
Кто облачен в покров блестящий,
В сиянье камней дорогих,
Кто проклинает жизнь людскую,
А сам тельцам служить готов,
Свой любит сан, и честь мирскую,
И преклонение голов, -
Но тот, кто, саном незаметный,
Проклятьем не разя наш слух,
Огнем любви новозаветной
Скорбящих возвышает дух.
Чья жизнь - не ветошь, но обнова,
Кто сердцем понял смысл креста
И в соке мысли, в пище слова
Дает нам кровь и плоть Христа.
Владимир Бенедиктов