Найти тему

Обзор книги 1925 года издания о жизни и быте петербургской фабрики за 210 лет, часть I

Обложка из pdf-файла.
Обложка из pdf-файла.

Написал её Пётр Николаевич Столпянский, полное название: "Жизнь и быт петербургской фабрики за 210 лет ее существования. 1704-1914 гг.", издание Ленинградского губернского совета профессиональных союзов, 1925.

Советское время накладывает некоторые обязательства, и Пётр Николаевич во введении называет дореволюционных авторов по производственной теме "специалистами" (в кавычках) и говорит о "былой статистике" (тоже в кавычках). Излагает основные положения, на которые он опирался при написании книги, и среди них даёт понятие "завода" и "фабрики":

Завод - использует для обработки отечественный материал, скорее даже местный, а фабрика или петровская мануфактура получает материал на первых порах из-за границы. Рабочие на заводах представляли собой местный контингент, крестьян из близлежащей округи, а на фабрику набирали рабочих со всей России, после чего они, оставшись без связи с родными людьми и домом, всецело зависели от капиталиста - владельца производства, который не имел с ними ничего общего. Этих владельцев часто выписывали из-за границы, вместе с их капиталом.

Первая глава посвящена строительному производству и состоит из пяти разделов, нумерованных римскими цифрами: I - V. Первый раздел описывает следующее: Кирпичное производство. — Монополизация его государством. — Переход в частные руки. — Вторичное появление «казенных» заводов. — Описание частного кирпичного завода. — Невские кирпичные заводы. — Цены обжига кирпича. — Продажные цены 1000 кирпичей. — Контроль над кирпичным производством. — Изготовление черепицы. — Характерные особенности производства строительных материалов в XVIII веке. — Строительные заводы в Петербурге в 1909 году.

Кирпичные заводы сначала были в частных руках, затем их монополизировали и они стали государственными, т.е. казёнными. Были
в ведении "каменной канцелярии". Стали работать неэффективно, и их по указу Петра I "обратно" продали частникам.
"В 1705 году для Адмиралтейства было изготовлено 75.780, в 1706 году — 58.700, и, наконец, в 1707 году — 54.000 кирпичей". Частники, впрочем, тоже не оправдали надежд, и параллельно с ними стали устраивать и государственное производство. Постепенно производство налаживалось и счёт пошёл на сотни тысяч и миллионы штук.

Цены за одну тысячу штук кирпичей были следующие: в 1741 году 2 р., в 1761 - 3 р. 80 к. В 1762 году в Петербурге закончилась постройка Зимнего дворца, спрос на кирпич упал, соответственно снизилась и цена до 1 р. 85 коп. После восшествия на престол Екатерины II строительные работы существенно активизировались и в 1767 году цена поднялась до 3 р. 40 к., затем немного снизилась, но в последующие годы колебалась около 5 р., а в 1784 году 1000 штук стоили 6 рублей.

Во втором разделе первой главы рассматривается производство пива. Для построения на выборгской стороне пивоварни в 1718 году был задействован даже архитектор Дрезгин, он же Трезини и архитектор Матерн, он же Матернови. Они, наряду с другими зодчими, приглашались к участию в конкурсе на лучший проект. Пивоварню выпало строить архитектору Фонармусу. Хмельной напиток должны были варить на голландский манер. Пиво предназначалось прежде всего для флота, поэтому его производством занималось государственное Адмиралтейство. Автор замечает, что для домашнего употребления пиво изготавливалось чуть ли не в каждом доме.

Затем стали появляться частные пивоварни, их было огромное количество, многие из них быстро возникали и так же быстро исчезали, не выдержав конкуренции.

Третий раздел первой главы посвящён производству сахара. Первая сахарная фабрика появилась при Петре I, она обрабатывала полуфабрикат - привозной сахарный тростник. Затем стали переходить на местное сырьё - свекловицу. Продукт из неё изготавливала уже не фабрика, а свеклосахарный завод. Располагалось производство на Выборгской стороне, несмотря на то, что от "материка" её отделяла река Нева. Доставка сырья и отгрузка готовой продукции при отсутствии мостов были сопряжены с определёнными трудностями, но, как пишет автор, на это "не обращали внимания".

Сахар в больших количествах потреблял царский двор, приближённые к нему, знатные лица, крупные дворяне и чиновничество. Российская глубинка, напротив, относилась к сахару скептически, говоря, что "что сахар пропу­скается через собачью кровь и кость, и потому есть сахар - грешно."

В четвёртом разделе первой главы автор описывает военное производство: пороховые и патронные заводы, артиллерийские учреждения. В Петербурге в петровское время устраивают сразу два пороховых завода - один на Петербургской стороне, на реке Карповке, недалеко от Аптекарского острова, другой на Охте. Фактически это означало перевод порохового дела из Москвы и пригородов в новую столицу. При производстве пороха и снаряжении патронов и снарядов постоянно существовала угроза взрывов, которые изредка случались. 15 апреля 1803 года взрыв на Охте убил 18 человек, были повреждены здания. Ещё один взрыв произошёл там же, в 1858 году.

9 сентября 1874 года взорвался снаряжательный отдел Петербургского трубочного (патронного) завода, расположенного на берегу реки Смоленки, на Голодае, который теперь называется Островом Декабристов. Рабочие трудились там в стеснённых условиях, окна были забраны толстыми металлическими решётками, порох при набивке часто просыпался на пол и другие поверхности, создавая опасность воспламенения. Последствия взрыва имели широкий резонанс, жертвы было похоронены на Смоленском православном кладбище и их провожали толпы рабочих. По сути, произошла стихийная демонстрация против ужасающих условий труда на заводе и администрации. О случившемся писали многие, и в том числе Плеханов.

Н. А. Ярошенко "Кочегар". Художник более 20 лет служил на Трубочном заводе на Голодае. Изображение из Википедии.
Н. А. Ярошенко "Кочегар". Художник более 20 лет служил на Трубочном заводе на Голодае. Изображение из Википедии.

Трубочный завод при советской власти получил имя Михаила Ивановича Калинина, и продолжал свою работу на старом месте вплоть до XXI века. Только в 2010-х годах производство окончательно было перенесено за город. Оставшиеся здания, признанные историческим и культурным наследием, предполагается ремонтировать и использовать затем под торговые центры и развлекательные площадки. Некоторые здания, не получившие охранного статуса, по всей вероятности, будут снесены.

Помимо пороховой отрасли промышленности, Петр I перенёс в Петербург литейное и арсенальное производство.

В пятом разделе первой главы говорится о распорядке рабочего дня и судостроении. Продолжительность работы достигала 16 часов в день и включала в себя два перерыва: полтора часа на обед и затем получасовой перерыв. Таким образом, рабочий трудился 14 часов, в некоторых случаях даже больше. При этом рабочих часто штрафовали за малейшую провинность. Следить было поручено фискалам, получавшим четвёртую долю от каждого штрафа. Зимой трудящиеся выходили на фабрики и заводы "по пушке", которая стреляла с наступлением рассвета и в конце рабочего дня, когда наступали сумерки.

Взаимоотношения трудящихся, хозяев и администраций производств регулировались драконовскими правилами, но даже такое положение дел было лучше, чем отсутствие вообще каких бы то ни было правил.

Построение кораблей являлось одной из главных задач города и уже 5 ноября 1704 года состоялась закладка судостроительной верфи Главного Адмиралтейства. Вначале Пётр хотел основать её на Ладоге, но лично убедился, что озеро бурное и строить суда на его берегах нецелесообразно.

Для постройки мелких судов, т.е. галер, в 1713 году создали казённое "Новое Адмиралтейство". Затем возникло Охтенское поселение, Галерный порт и Галерный островок. В результате суда производились под управлением государства в пяти разных местах Петербурга. Автор замечает, что, за исключением петровского времени, вплоть до начала XX века судостроение страдало бессистемностью и хаотичностью организации, что лучше всего выражается пословицей "на охоту ехать - собак кормить". Критика казённых судостроительных заводов специалистами была напечатана в неофициальном отделе официального журнала "Морской сборник".

На этом первая глава завершается. Продолжение обзора здесь, во второй части.