Мы все яростно ждем скорого выхода игры Cyberpunk 2077. Однако стоит поговорить о краеугольном камне фантастов 80-х. О «том самом» классическом японском киберпанке, изменившем умы фантастов, который до сих пор заставляет замереть в сладком забытьи мечтателей, идущих в неоновое технологическое будущее.
Философские рассуждения о том, что делает человека человеком в антураже переливающихся иероглифов. Глобализация и стертые границы между человечеством и машинами. Все это как бы и не панк уже, а легенда.
Киберпанк – это один из поджанров научной фантастики, во вселенной которого возможно переделать человеческое тело и подключиться к крупномасштабной сети сознания. «Высокий уровень технологии, низкий - жизни» является центральной точкой зрения этой концепции. Прародителем концепта принято считать Уильяма Гибсона.
Само слово «киберпанк» появилось в 1980-х, годах как название короткометражного фильма Брюса Бески. Позже, в 1985 году, он был использован редактором журнала SF Гарднером Дозуа как термин для обозначения стиля и стал описывать идеи и движения в мире SF.
О классиках киберпанка
Основополагающие работы, вдохнувшие жизнь в новый жанр совершенно разные. Например, «Новый романтик» Уильяма Гибсона и другие работы из серии «Спролл», роман Джеймса Типтри-младшего «Связанная женщина» был написан в 1974 году, но позже его тоже начали относить к киберпанку.
Кстати, роман Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» не считается киберпанком, но фильм «Бегущий по лезвию», основанный на этом произведении, не только относят жанру, но и считают главным источником его популярности.
Особенности киберпанка
- В киберпанке появляется концепция ремоделирования человеческого тела, которая расширяет изначальные человеческие функции и сознание за счет встраивания компьютеров, органов и т. д., называя их «киберпрограммой» или «имплантами».
- Многие из этапов киберпанк-работ изображают общество, в котором сетевая среда представляет собой высокоразвитое пространство (или виртуальное пространство, виртуальное общество), называемое «киберпространством».
- Общество сильно компьютеризировано. Оно изображено «обществом электронного мозга». Люди используют специальные устройства (импланты), чтобы напрямую связать свои разумы с киберпространством.
- Упор на высокое развитие ИИ. Обычно это выходило человечеству боком, конечно, но все равно важный элемент жанра.
В одной из следующих статей мы обсудим самых ярких представителей жанра и то, как они повлияли на популярную культуру. А как вы считаете, о какой классике киберпанка мы должны рассказать? Пишите в комментах и не забывайте про наш телеграм-канал!