У многих людей от прочтения или просмотра новостей портится настроение. Это факт. Особенно в последнее время. Новостные сводки наполнены войнами, скандалами и проблемами. Человеческая психика просто не выдерживает такой поток негатива, и человек решает огородить себя от него. Можно ли сделать журналистские тексты позитивными? Да, если писать их в жанре журналистики решений.
Что такое журналистика решений
Журналисты привыкли обращать внимание только на bad news, поскольку негатив всегда собирает больше аудитории. Основное сообщение современных СМИ — «всё плохо». Но в последнее время уровень негативных новостей настолько велик, что у общества появился запрос на позитивные новости.
Solutions Journalism или журналистика решений — это новый жанр подачи материалов медиа. Его задача тщательно и аргументировано освещать реакции на социальные проблемы. То есть это способ рассказать о социально значимых темах, но концентрироваться на решении, а не на самой проблеме.
Журналистика решений даёт ответы на вопросы, вызванные проблемой, а также помогает эту проблему решить. К примеру, можно рассказывать о том, что врачам во время пандемии не хватает средств защиты. Это и есть проблема. А можно написать материал о решении, когда некоммерческие организации или обычные жители города самоорганизовались и обеспечили медиков средствами индивидуальной защиты. Это и есть журналистика решений.
Критерии журналистики решений
Интересный момент, что представители традиционной журналистики путают журналистику решений с пиаром или партнёрским материалом, иногда даже с пропагандой. По их логике если материал несёт положительный оттенок, то он не может претендовать на объективность. Но это не так. Разберём четыре критерия, которые отличают журналистику решений от коммерческого материала или пропаганды, а также обязательно должны присутствовать в статье этого жанра:
- Исследование реакции на проблему. Фокус в материале не на герое статьи, а на решении, которое помогает решить его проблему.
- Эффективность решения, а не намерения решить проблему. Здесь важно привести доказательства результатов, показать, что решение работает. Это может быть статистика, конкретные показатели или успешный человеческий опыт.
- Полезные детали, которые покажут, как решение сработало. Это могут быть уроки или инструкции, методички.
- Недостатки, ограничения и риски. Рассмотреть решение с разных сторон с привлечением независимых экспертов, а также показать, что идеального решения не существует.
Первый и третий пункты — это стандарты традиционной журналистики, когда освещается проблема. А второй и четвёртый пункты — это уже журналистика решений. Важно сделать особый упор на недостатках и ограничениях, чтобы материал не был похож на пиар.
Включая в статью человеческую историю, вы добавляете в неё ещё и эмоциональности. Но рассказывая историю героя, мы показываем структуру решения проблемы.
Что нельзя назвать журналистикой решений
У статьи, написанной в жанре журналистики решений, вполне понятная структура. Но перекосы в ту или иную сторону переводит текст в другой формат. Давайте рассмотрим, чего не должно быть в журналистике решений:
- Прославление героя, где акцент больше на характеристиках и качествах человека, а не решение проблемы. Это истории о хороших людях, которые делают добрые дела, но в материале нет структурных или системных решений.
- Активизм. В таких материалах страдает доказательная часть. Здесь не будет обсуждения слабых сторон и ограничений, а также оценки независимых экспертов.
- Теория. Это тексты о ещё не воплотившихся в жизнь решениях, гипотетическое моделирование. Соответственно, в статье нет доказательств того, что это решение сработало.
- Пиар или партнёрский материал. Здесь, как и в случае с активизмом, нет тщательного разбора слабых сторон и ограничений.
- Если о решении проблемы написано только в конце статьи и вскользь, нет глубокого рассмотрения решения.
- «Волшебная палочка», которая спасает жизнь. Это ближе к партнёрскому материалу или рекламной статье. Как правило, здесь нет доказательств и деталей.
Зачем нужна журналистика решений
Подобный тип контента интересен двум сторонам: читателям и медиа. Первые получают полную картину происходящего, а вторые повышают вовлечённость аудитории за счёт избавления от негатива в публикациях. И важный момент для двух сторон: появляется надежда и ощущение возможности что-то изменить.
Журналистику решений можно применять, когда есть общественный дискурс и реакция на проблему, а также понимание, как решить проблему. Если реакции со стороны общества нет, то лучше использовать традиционную журналистику. Если реакция есть, но нет решения, то стоит продолжать поиск решения не только в рамках сферы проблемы, но и в смежных, а также изучить опыт других стран.
Понравилась статья? Не забудь поставить лайк и поделиться в соцсетях с друзьями. Подписывайся на мой канал о текстах, чтобы не пропустить следующую публикацию.
Читайте также: