Найти тему
Полный абзац

Что такое журналистика решений

Оглавление

У многих людей от прочтения или просмотра новостей портится настроение. Это факт. Особенно в последнее время. Новостные сводки наполнены войнами, скандалами и проблемами. Человеческая психика просто не выдерживает такой поток негатива, и человек решает огородить себя от него. Можно ли сделать журналистские тексты позитивными? Да, если писать их в жанре журналистики решений.

Что такое журналистика решений

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

Журналисты привыкли обращать внимание только на bad news, поскольку негатив всегда собирает больше аудитории. Основное сообщение современных СМИ — «всё плохо». Но в последнее время уровень негативных новостей настолько велик, что у общества появился запрос на позитивные новости.

Solutions Journalism или журналистика решений — это новый жанр подачи материалов медиа. Его задача тщательно и аргументировано освещать реакции на социальные проблемы. То есть это способ рассказать о социально значимых темах, но концентрироваться на решении, а не на самой проблеме.

Журналистика решений даёт ответы на вопросы, вызванные проблемой, а также помогает эту проблему решить. К примеру, можно рассказывать о том, что врачам во время пандемии не хватает средств защиты. Это и есть проблема. А можно написать материал о решении, когда некоммерческие организации или обычные жители города самоорганизовались и обеспечили медиков средствами индивидуальной защиты. Это и есть журналистика решений.

Критерии журналистики решений

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

Интересный момент, что представители традиционной журналистики путают журналистику решений с пиаром или партнёрским материалом, иногда даже с пропагандой. По их логике если материал несёт положительный оттенок, то он не может претендовать на объективность. Но это не так. Разберём четыре критерия, которые отличают журналистику решений от коммерческого материала или пропаганды, а также обязательно должны присутствовать в статье этого жанра:

  1. Исследование реакции на проблему. Фокус в материале не на герое статьи, а на решении, которое помогает решить его проблему.
  2. Эффективность решения, а не намерения решить проблему. Здесь важно привести доказательства результатов, показать, что решение работает. Это может быть статистика, конкретные показатели или успешный человеческий опыт.
  3. Полезные детали, которые покажут, как решение сработало. Это могут быть уроки или инструкции, методички.
  4. Недостатки, ограничения и риски. Рассмотреть решение с разных сторон с привлечением независимых экспертов, а также показать, что идеального решения не существует.

Первый и третий пункты — это стандарты традиционной журналистики, когда освещается проблема. А второй и четвёртый пункты — это уже журналистика решений. Важно сделать особый упор на недостатках и ограничениях, чтобы материал не был похож на пиар.

Включая в статью человеческую историю, вы добавляете в неё ещё и эмоциональности. Но рассказывая историю героя, мы показываем структуру решения проблемы.

Что нельзя назвать журналистикой решений

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

У статьи, написанной в жанре журналистики решений, вполне понятная структура. Но перекосы в ту или иную сторону переводит текст в другой формат. Давайте рассмотрим, чего не должно быть в журналистике решений:

  • Прославление героя, где акцент больше на характеристиках и качествах человека, а не решение проблемы. Это истории о хороших людях, которые делают добрые дела, но в материале нет структурных или системных решений.
  • Активизм. В таких материалах страдает доказательная часть. Здесь не будет обсуждения слабых сторон и ограничений, а также оценки независимых экспертов.
  • Теория. Это тексты о ещё не воплотившихся в жизнь решениях, гипотетическое моделирование. Соответственно, в статье нет доказательств того, что это решение сработало.
  • Пиар или партнёрский материал. Здесь, как и в случае с активизмом, нет тщательного разбора слабых сторон и ограничений.
  • Если о решении проблемы написано только в конце статьи и вскользь, нет глубокого рассмотрения решения.
  • «Волшебная палочка», которая спасает жизнь. Это ближе к партнёрскому материалу или рекламной статье. Как правило, здесь нет доказательств и деталей.

Зачем нужна журналистика решений

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

Подобный тип контента интересен двум сторонам: читателям и медиа. Первые получают полную картину происходящего, а вторые повышают вовлечённость аудитории за счёт избавления от негатива в публикациях. И важный момент для двух сторон: появляется надежда и ощущение возможности что-то изменить.

Журналистику решений можно применять, когда есть общественный дискурс и реакция на проблему, а также понимание, как решить проблему. Если реакции со стороны общества нет, то лучше использовать традиционную журналистику. Если реакция есть, но нет решения, то стоит продолжать поиск решения не только в рамках сферы проблемы, но и в смежных, а также изучить опыт других стран.

Понравилась статья? Не забудь поставить лайк и поделиться в соцсетях с друзьями. Подписывайся на мой канал о текстах, чтобы не пропустить следующую публикацию.

Читайте также:

Зачем нужны феминитивы

Как создавать диалоги

Зачем нужны детали в тексте