Европа вещь уникальная, и спорить с этим сложно. На крошечном участке суши собрались небольшие государства, столетиями обладавшие силой вертеть мировой политикой как им захочется. И теперь еще они объединились, из-за чего суммарно их мощь только возросла. Евросоюз один из главных мировых игроков, и с этим приходится считаться.
Евросоюз с момента своего создания стоял в противовес сначала Советскому Союзу, а потом и Российской Федерации, но начало двухтысячных ознаменовалось довольно теплыми отношениями, укреплением связей в экономике, финансах, политике и прочем. Туристы из России в европейские страны составляли нехилый процент от общего числа, принося неплохие дивиденды. Все были довольны, Европа пропекалась российским газом, а Россия почивала на нефтяной игле, так что 2007ой до сих пор с теплотой вспоминают...
Когда все пошло по наклонной, и обе стороны вновь ощетинились клыками и зубами, точно и не сказать. Маркером явно можно считать события на Украине в 2014. СНГ была российской сферой влияния, а Евросоюз туда полез как слон в посудную лавку. Ну и завертелось...
Европейская политика это столетиями настоявшийся напиток из интриг, козней и хитростей, и современные деятели Евросоюза, как бы там ни было, отлично им потчуют и друг друга, и своих собеседников. Попотчевали они своих оппонентов из России. В итоге - разругались. Крепко разругались. До сих пор не помирились. Однако вроде глотки друг другу еще не грызли.
К чему все это? К ситуации сегодняшнего дня. К концу 2020 Украина надоела как и России, так и Евросоюзу. Проект подзатянулся и стал уже напрягать. Нужно что-то новое. Беларусь такого ажиотажа не вызывает в Европарламенте. Им достаточно Украины. Донбасс близко не только к России, но и к границам Евросоюза, а европейцы отвыкли воевать на своем континенте. Они войны предпочитают экспортировать подальше.
И на место затухающей Украины встал только что оклемавшийся Навальный, за которого самые одиозные из европейских политиков вцепились как за новый повод покрутить нервы России. Отношения, которые если не стали лучше, то хотя бы просто стабилизировались, снова напряглись. Вновь заговорили о санкциях, словно их мало или от них есть какая-то веская польза, вновь заговорили об угрозе цивилизованному миру и прочее, прочее, прочее...
И в тот самый момент, когда европейские политики окончательно стали терять берега, используя человека, которого даже в родной стране перестали воспринимать всерьез, как повод для нового витка накручивания отношения, чаша терпения переполнилась.
Лавров, даже не скрывая мысли за витиеватыми фразами и привычной дипломатической шелухой, прямо заявил, что Евросоюз не понимает значимость уважительных отношений с Россией.
Диалог должен быть равноправным, а не выслушиванием одной стороной оскорблений с другой стороны, что справедливо. И МИД РФ в лице Лаврова вполне официально заявил, что если европейские политики продолжат позволять себе общение в подобном тоне, то РФ не видит смысла в общении с ними вообще. Это не просто слова, это прямо брошенная в лицо перчатка. И это не сумасбродный ультиматум Тихановской в телеграме, это прямой вызов всей европейской политике, который до этого из Москвы звучал только при Советском Союзе. Как говорится, "не буди лихо, пока оно тихо", но персоны вроде Мааса эту историю вряд ли слышали.
Навальный стал тем самым клином, что одуревшие от безнаказанности политики вбили последним между Евросоюзом и Россией, и который вызвал действительно серьезную трещину. А это страшно. Евросоюз это не Азербайджан, его выпады в международную политику смеха не вызывают. И все из-за чего? Из-за блогера, подавившегося чаем...
А кому страшнее? Нам или европейцам? Я в таких случаях всегда вспоминаю слова знакомого моего преподавателя по немецкому языку. В годы холодной войны этот немец служив в радиоразведке и мониторил советские частоты. И как-то он сказал "Мы вас очень боялись. Если бы русские танки из ГДР покатились на запад, останавливать их было бы нечем. Встали бы они только в Лиссабоне".
Так что же нас ждет?