Найти тему

Конфликт на Ближнем Востоке

Оглавление

Статьи про Тюркский мир оказались довольно интересны читателю. И поэтому в продолжение темы мировой геополитики я не могу обойти вниманием колоритный и во всех смыслах «горячий» регион Ближнего Востока.

Пустыни и оазисы на побережье Средиземного моря и Индийского океана, территории между Северо-Восточной Африкой и Юго-Западной Азией по праву являются одним из ключевых исторических центров становления современной цивилизации.

Если вспомнить историю, то на протяжении тысяч лет на этих землях господствовали и сменяли друг друга величайшие империи и народы - Шумер, Египет, Хетты и Урарту, Армения, Финикия, Карфаген и Иудея, Ахемениды, Парфяне, Вавилон, Ассирия, Иберия и Халифат.

Иллюстрация из открытых источников Интернета
Иллюстрация из открытых источников Интернета

Современный этап истории Ближнего Востока можно отсчитывать с момента образования Государства Израиль в 1948 году на отдельных территориях другого действующего государства Палестины. Естественно ключевой предпосылкой для этого стал распад Османской Империи после Первой мировой войны.

Сегодня Ближний Восток – это 13 государств, включая Бахрейн, Иорданию, Израиль, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Палестину и Саудовскую Аравию.

Здесь проживают преимущественно арабы, ассирийцы, персы, евреи, египтяне, курды и турки, но также присутствуют большие диаспоры азербайджанцев, армян, грузин и греков.
Иллюстрация из открытых источников Интернета
Иллюстрация из открытых источников Интернета

Казалось бы, будучи колыбелью цивилизации «земля обетованная» должна быть «раем на земле». Однако, сегодня Ближний Восток, приютив множество народов и религий, породил между ними слишком много вражды и противоречий.

Поэтому я хотел бы более детальнее проникнуться особенностями Ближнего Востока и раскрыть основные причины бесконечных конфликтов.

- КУЛЬТУРНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Вспоминая долгую историю войн и борьбы за «землю обетованную», может показаться, что взаимная вражда и ненависть буквально вписаны в генетическую память народов Ближнего Востока.

Тесное соседство более 350 млн. мусульман, 70 млн. христиан, 9 млн. евреев, около 2 млн. курдов езидов, а также тысяч других малых народов, с разной культурой, религией и ценностями превратило этот регион в зону непрекращающихся боевых действий.

Здесь можно много чего упомянуть, страницы истории залиты кровью и болью миллионов людей из разных народов, которые в разные периоды становились либо гонимыми, либо гонителями, ибо стремление к превосходству всегда требует жертв.

Противоборство идет между иудаизмом в лице евреев, исламским миром в лице арабов, тюрков, персов, народов Пакистана (пенджабцы, пуштуны, мухаджиры) представителями христианства из числа армян, коптов, ассирийцев (арабы-христиане), греков и грузин, а еще есть езиды и друзы со своей религией, и многие другие небольшие этносы.

Межконфессиональные конфликты усугубляются внутренними религиозными противоречиями.

Среди мусульман идет разлад между шиитскими Ираном, Ираком, Бахрейном, и суннитскими Саудовской Аравией, ОАЭ, Катаром, Кувейтом, Иорданией, Египтом.
Да и в самом крупном суннитском течении также существуют отдельные религиозные школы – мазхабы, и их приверженцы, а именно ханбалиты (Саудовская Аравия, Палестина, Афганистан), ханафиты (Египет, Тюркские страны), маликиты (Северная Африка, Кувейт, Бахрейн), шафииты (Йемен, Восточная Африка, Египет).
Шииты делятся на исмаилитов (Горный Бадахшан в Памире, провинция Наджран в Саудовской Аравии, Баглан в Афганистане), джафаритов (Иран, Ирак, Ливан), зейдитов (Йемен, Саудовская Аравия).
В Омане вообще господствует ибадизм - отдельное от прочих течение.
Между христианами также нет единства. Всего на Ближнем Востоке и в Северной Африке существуют 28 христианских конфессий, в том числе православные копты (принадлежат к Антиохийской, Иерусалимской и Александрийской православной церкви), марониты (потомки древних финикийцев), мелькиты, халдеи, сиро-яковиты, католики, протестанты, сиро-католики, приверженцы Ассирийской церкви Востока.
Самыми крупными течения иудаизма являются ортодоксальный (литваки, хасиды, сионисты), реформистский, консервативный и реконструктивистский. В числе небольших ответвлений есть также эфиопские евреи, караимы, самаритяне.

А если даже внутри религиозных течений нет единства, то и тем более не будет гармонии между конфессиями.

С одной стороны, конечно, может показаться, что мононациональные и монокультурные регионы и/или государства менее всего подвержены внутренним конфликтам. Однако, если, к примеру, взглянуть на историю Японии (доля японцев 98%), то нельзя не заметить целые эпохи внутренних смут, волнений и революций, гражданских войн и борьбы за власть. Иными словами, все внешние различия - это лишь вершина айсберга конфликтов.

Именно поэтому дальше я попытаюсь немного изменить Ваше представление об истинных проблемах Ближнего Востока, указав на другие, более существенные (зачастую замалчиваемые) критические вопросы взаимного проживания миллионов людей разных народов и вероисповедания.

- ДЕФИЦИТ РЕСУРСОВ

Более 80% территорий Ближнего Востока занимают пустыни. Поэтому на душу населения здесь приходится в семь раз меньше воды, чем в среднем в мире, около 55% населения страдает от ее нехватки.

Недостаток воды в свою очередь ограничивает развитие сельского хозяйства, возникает угроза дефицита продовольствия и его доступности для наиболее бедных слоев населения.

По прогнозам ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), к 2025 г. на Ближнем Востоке только Ливан останется относительно благополучной в плане водообеспечения страной.

При этом Иордания, Кувейт, Катар, Оман, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Йемен, Бахрейн будут переживать острейший водный кризис.

- СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО

На Ближнем Востоке сконцентрировано более 42% мировых запасов нефти в размере не менее 770 млрд. баррелей. Ежегодный экспорт нефтепродуктов составляет более 435 млрд. долларов США.

Однако основными бенефициарами (выгодополучателями) богатства «нефтедолларов» являются приближенные к власти представители высшей бюрократии, бизнеса и руководства силовых структур – в целом не более 10% населения.

По оценке Всемирного банка, более 50% населения в арабском мире живут на меньшее чем 4 доллара в день, в том числе в Египте это 40% населения, в Сирии – 62%, в основном, на востоке страны, в Йемене доля бедных в ряде районов доходила - до 80%.

Как известно, постоянным спутником бедности является безработица, которая на Ближнем Востоке колеблется от 10% до 40%. В свою очередь, неравномерность уровней благосостояния способствует внутренней миграции, что еще более нагнетает социальные противоречия, усиливая некоторые культурные и религиозные различия, а также вскрывая старые обиды и исторические конфликты.

- НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ

В странах Персидского залива живет и работает более 30 млн. трудовых мигрантов из Пакистана, Индии и Египта, что составляет почти 60% от общей численности населения этих стран.

В Саудовской Аравии – около 15 млн. мигрантов, ОАЭ – 9 млн. человек, Омане – 4 млн. человек, Кувейте – 3,5 млн. человек, Катаре – 2,1 млн. человек, Бахрейне – 1,3 млн. человек.

Почти 90% населения Катара и ОАЭ составляют трудовые мигранты.

- ВНЕШНЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Ближний Восток располагается на пересечении интересов всех глобальных игроков. Но, к сожалению, ни для кого из них стабильность и устойчивое развитие региона не входит в число приоритетов.

На Ближнем Востоке добывается около трети мировой нефти и десятая часть природного газа. Значительная часть добытого идет на экспорт, обеспечивая потребности мировой экономики. Крупнейшие из месторождений в значительной степени сконцентрированы в трех соседних странах, враждовавших на протяжении всей своей истории — Иране, Ираке и Саудовской Аравии.

В свою очередь, США как один из главных импортеров энергии заинтересованы в поддержании напряженности, провоцируя конфликты и участвуя в них то на одной, то на другой стороне. Так, в ирано-иракской войне в 1980-е они поддержали Ирак. Но уже в 1990-е, когда Багдад вторгся в Кувейт и угрожал Саудовской Аравии, выступили против Ирака. А в 2003-м снова сами вторглись в Ирак.

На данном этапе накаляются взаимоотношения США и Ирана, Сирия и Ирак лежат в хаосе и руинах, беженцы заполонили Иорданию, Ливан, Турцию, на севере Ирака к независимости стремятся курды, создавая свой Курдистан, в Йемене идет гражданская война, продолжается конфликт в секторе Газа, не прекращаются противоречия Омана и Саудовской Аравии вместе с Катаром.

И здесь очень важно отменить, что «привычные» одноуровневые конфликты, связанные с межгосударственными, межэтническими или межконфессиональными столкновениями уходят на второй план. Сегодня мы видим грамотно управляемые «гибридные» конфликты, которые сочетают в себе сразу все вышеуказанные факторы.

По моему скромному мнению, Ближний Восток стал ярким отражением облика современного мира, когда уже нельзя жить отдельно друг от друга, но и уживаться мирно становится все сложнее.

Казалось бы, дело в том, что все мы разные, но на самом деле просто каждый хочет именно для себя большего и лучшего, считая только себя абсолютно правым и достойным.