Этой статьей я хочу начать цикл текстов о ветхозаветных прообразах Богоматери и Христа Спасителя, ведь ими пронизано все Священное Писание и все православное Богослужение. Надеюсь, что мои нехитрые объяснения помогут вам лучше понимать священные тексты.
Начнем с самого простого образа, знакомого даже неверующему человеку, живущему в России. Это покров. Покров - покрывало Пресвятой Богородицы, которое Она распростерла над всеми верующими в Ее Божественного Сына.
Молитвенный покров Богоматери был распростерт над христианами с того момента, когда Ее Божественный Сын произнес с Креста, обращаясь к Иоанну Богослову: "Се Матерь Твоя". Не только возлюбленный ученик, но и другие апостолы, и последующие поколения христиан были усыновлены Ей.
Однако явно Свою защиту Она показала юродивому Андрею, жителю Константинополя, когда город в 910 г. осадили полчища наших с вами предков русов, вероятно под руководством вещего князя Олега.
Иконография праздника Покрова знает два типа изображения. В новгородской иконописной школе было принято изображать ангелов, держащих покров над головою Богородицы, при этом Ее руки молитвенно были обращены вверх.
В Суздальской же иконописной школе было принято изображать Богоматерь, держащую в руках покров. И у той, и у другой традиции есть богословское объяснение.
Покров над головою Богоматери, который держат ангелы - ее верные слуги - являет миру силу Ее молитвенной защиты. Богородица является также живым ковчегом (церковнослав. кивот) Завета, который покрывали золотые херувимы: "там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым" (Исх.25:22). В Новом Завете Господь являет через Богородицу - одушевленный Кивот - Свою волю людям.
"Я́коже пти́цы паря́щыя, си́це защи́титъ (в рус. переводе покроет - прим. автора) Госпо́дь Савао́ѳъ о Иерусали́мѣ, защи́титъ и изба́витъ, и снабди́тъ и спасе́тъ." (Ис. 31:5). Помимо защиты покров также означает дар божественной благодати: "Бл҃же́ни, и҆́хже ѡ҆ста́вишасѧ беззакѡ́нїѧ, и҆ и҆́хже прикры́шасѧ грѣсѝ" (Пс. 31:7) - пророк говорит, что грех сначала прощается, а затем восполняется благодатью.
Кроме того, распростертый покров - это шатер (гр. скиния), первый ветхозаветный храм. Богородицу нередко называют палатой, храмом Царя Христа: "И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их" (Исх. 25:8). В Ветхом Завете Господь незримо обитал в скинии, В Новом Завете он 9 месяцев как в храме обитал в утробе Богородицы.
Когда же впервые в Священном Писании встречается зримый образ прощения грехов и божественной милости? После всемирного потопа, когда Господь явил обновленному человечеству - Ною и его семье радугу: "дугу́ Мою́ полага́ю во о́блацѣ, и бу́детъ въ зна́менiе завѣ́та [вѣ́чнаго] между́ Мно́ю и земле́ю" (Быт. 9:13). Так и здесь Богородица явила христианам, молящим Ее о защите, это знамение. Покров на древних иконах изображается в форме радуги, небесного моста. Так и поется в Акафисте Богородице: "Радуйся мосте, приводяй сущих от земли на небо".
Покров, изображаемый в руках Богоматери, образует Ее молитвенное, жертвенное подношение Сыну Своему о людях. То есть молитва Богородицы приравнивается здесь к жертвоприношению, а Она Сама воспринимается как жертвенник, на Котором возлежала великая жертва - Христос.
В далеком 910 г. жители Константинополя за покаяние были покрыты Богородицей от ярости полчища русов. Но сила этого знамения Богоматери была столь нестерпимой, что уже их ближайшие потомки (а возможно, и некоторые спасшиеся завоеватели) пожелали приобщиться этой божественной силе покрова Матери Божией, приняв Крещение.
Удивительно, но память о таком небесном вразумлении осталась только у побежденных русов, а праздник Покрова - великий праздник Русской Православной Церкви, праздник победы небесной любви Богоматери над людской злобой.
Радуйся, Радосте наша! Покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал!