Согласитесь, именно ад делает интереснее нашу жизнь, спрямляет ее вывихи с извивами, придает смысл и задает цель. Каков был бы стимул вести себя хорошо, если бы за «плохо» не полагался кармический подзатыльник? Ад имеет еще и то достоинство, что от него не защитят здешние сила и слава, а деньги вообще являются, скорее, отягчающим прижизненные вѝны обстоятельством. Все, что написано далее, может использоваться как вадемекум по разновидностям пекла: вооружившись путеводителем легко и просто выбрать симпатичный вам религиозный канон, который, как мебель из «Икеи», в наибольшей степени обеспечивает душевные уют и комфорт.
Почему «ад без Израиля»? Да просто потому, что в иудаизме его, ада, нет – есть только «геена», что-то вроде зала ожидания или чистилища: в нем дольше года всё равно не задерживаются и ждет потом человека царствие небесное. Правда, иные считают, что «геена» - это очищение души грешника через испытание стыдом разной степени интенсивности, совсем же пропащие просто идут в распыл: была душа – и нету. Но какой же то ад, согласитесь? И, опять же, это только для иудеев по рождению, но ведь не всякому повезло…
Первая более-менее кодифицированная версия ада была придумана шумерами тысяч 5-7 лет тому назад. Я не Пелевин, который описаниями месопотамской мифологии кормится уже 3 десятилетия, потому – лишь легкими штрихами.
Тот же рассказ, но изложенный посредством движущихся картинок
В ту эпоху детства человечества определенность в представлении о грехах и их градуировка (смертный/искупимый) еще отсутствовали: резать людей, например, было не злом, а благом, если речь про чужаков. А своих – зло, конечно. Хотя, если режущий стоит в общественной иерархии много выше урезаемого – уже и не совсем зло, а так только – шалость.
В общем, не знали шумеры ничего такого, за что полагался бы навечно посмертный «эцик с гвоздями». И ад был просто темной глубокой норой где-то в недрах земных: жизнь, а, вернее, смерть там велась скучная, блеклая… Никакая, короче. Питались в царстве Кур одним песком, а потому в могильные холмики на поминальных церемониях шумеры впрыскивали через трубку вино или пиво, что, конечно, потустороннюю монотонность бытия существенно скрашивало. Вообще-то изрядные, наверное, были коктейльные вечеринки: с этой, нашей сиречь стороны – туда всей мощью носоглотки закачивают алкоголь, а оттуда, губами синими и холодными, кто-то пойло благодарно потягивает… Но тяготы адские определялись не по грехам, совершенным при жизни, а по скромности погребения: чем беднее упокоивали – тем ТАМ гаже смертилось (ну, не жилось же?). Вот, кстати, откуда «солидный господь для солидных господ» плагиатора Пелевина:).
У шумеров, правда, этим спелео-пансионатом «soil inclusive» («песок включен») заведовал не бог, а богиня – Эрешкигаль.
Более-менее понятная нам система наказаний и поощрений в этой сфере разработана египтянами. Они, с позволения сказать, были первыми демократами по религиозной части. Понятно, когда тебе надо рассортировать по категориям бессчетную армию отдавших богам душу, хочешь-не хочешь, а соорудишь загробную табель о рангах, основанную на этическом кодексе.
У них боги в воспитательных целях очень чувствительно мучили приходящих: ну, положим, фараону бояться было нечего, он сам бог, а вот прочих судили без учета должностей или прижизненного богатства –за душевную черствость могли и какого-нибудь сановника наказать. Правда, без особой изощренности: этим делом у египтян заведовал демон с крокодильей головой Аммит – богиня Маат взвешивала сердце усопшего и, если что не так, скармливала упомянутому демону. Сим наказание исчерпывалось – злодей просто прекращал свое потустороннее бытование.
Опустим более-менее общеизвестное: греко-римские варианты ада – скучны и примитивны, христианские худо-бедно на слуху – они хорошо продуманы людьми, которые явно знали толк в мучениях.
Исламский ад-джаханна̀м конгруэнтен христианскому: тут кипяток, огонь и прочие банные удовольствия, а также семислойность, как у Данта. Есть еще ворох примитивных пекельных конструкций от народов Азии, Африки, Океании: однако, во-первых, это нам никак не понять, тут все какое-то почти инопланетное, и, во-вторых, оно вам без надобности – вряд ли вы выберете «кузиму» (суахили) или «муримури» (Фиджи), чтобы школить себя религиозным страхом.
И вот вам 4 варианта ада, которые, в общем, любому могут пригодиться.
1. В Китае есть город Фэнду – вернее, был: сейчас он находится на дне водохранилища Три ущелья.
Однако то, что дало ему название «Гуйчэн» (Город чертей), высится над водой и находится на острове, ибо располагалось в былые времена на скале над Фэнду. Оно и есть врата ада для последователей Дию. Это не самостоятельная религия, а, скорее, синкретическое смешение даосских, буддистских, конфуцианских канонов с древними местными верованиями.
Китайцы вообще не привыкли скупиться, потому в изначальном Дию было 90 тысяч кругов ада и начиналось все с того, что вошедшего во Врата Фэнду демоны принимались безжалостно избивать – умягчая душу. Скромному грешнику обычно этого хватало – его могли тысячелетия пестовать (ну, вы понимаете, тут следовало употребить слово-почти омоним, но разве Дзен позволит?), пока не добивались нужной консистенции душевной благости. Потом клиент перерождался.
Для более сложных случаев был свой инструментарий – для каждого отдельный. Дию чем-то похож на советскую тюрьму: тут демоны были готовы взяться за любого грешника и в обозримые сроки добиться его нравственной реабилитации, дабы отпустить в новую жизнь с чистой совестью. Нынешнему туристу предложат здесь только самые робкие и мягкие из фантазий художников на тему диюйского ада. Отчасти потому, что, увы, кругов ада в нашу гнусную эпоху упрощения и унификации осталось только 18: раньше-то местные демоны были способны явить индивидуальный подход к самому затейливому и изобретательному грешнику. Существует известное тюремное присловье, предлагающее новичку возможность выбора между ножами точёными и не менее смертоносным инструментарием: так вот, это – как раз из диюйского пыточного меню, в котором есть вещи и похлеще.
2. Модны нынче Вальхалла и Рагнарек, но, как я понимаю, большинство моих читателей – штатские, а потому это не про нас: увы, нам, штафиркам партикулярным, не светит сложить голову в бою. Значит, наша дорога лежит в Хель (да, это и есть то самое древнегерманское слово, которое дало название аду в английском - Hell). А в этом Хеле нас гарантированно определят в Нифльхейм – «Мир тумана». В нем расположен бездонный колодец с кипящей черной жижей, в который из другого мира пустило корни мировое дерево Иггдрасиль. Вот туда-то, к этим корням лежит наш путь на потребу самым отвратительным червям, вроде 10-метрового Нидхёгга.
Одно утешает: это не навсегда и должно завершиться новым рождением. А-а, нет, существует и другое утешение: все эти рассказки заимствованы из двух «Эдд», поэтической и прозаической. Но обретение двух данных эпосов было настолько чудесным, оно так своевременно обслужило нужды норвежского и исландского национализма, что у многих по сю пору закрадываются сомнения – а был ли Снорри Стурлуссон, писал ли он все это?
3. Майя предлагают вашему вниманию Шибальбу – на нем остановит свой выбор только человек, ищущий совершенно запредельных ощущений, а, вернее, испытаний-изнурений. В чем-чем, а в этом индейцы толк знали: человек в их многоопытных руках мог страдать сколь угодно долго, не имея шанса спастись всем, казалось бы, доступным способом – ТУДА. И в Шибальбе, соответственно, майя полностью раскрепостили фантазию и тут у них получилось даже то, что было невозможно в реальности. Это царство носит имя Мир Страха и правят в нем 12 владык – у каждого своя специализация, о чем говорят уже сами их имена: Мастер Гноя или, скажем, Кровавые Когти.
Вход в Шибальбу реален, хорошо известен и даже существует не один: есть в Гватемале и есть другой в Белизе. Выхода из Шибальбы, не будь это изобретение майя, не предусмотрен: «кто в этот мир попал, навеки мучим стал».
4. Интересный вариант предлагают зороастрийцы. С бренным телом у них все просто: его скармливают птицам на вершинах Башен Безмолвия (у меня об этом ТУТ), потом толкут в оставшееся порошок и развеивают. Но душа как же, с нею что? - интересует нас.
Ее вскорости после того, как случается неизбежное, ждут на мосту Чинват. Если там встречает красавица – вас ждут в Доме Песни для всяких приятных и разнообразных безумств. Если навстречу вышла мрачная уродливая старуха, значит, путь лежит в Дом Лжи и тамошние развлечения тоже не будут скучны, хотя и вряд ли вам понравятся. В ассортименте – кровососущие и ядовитые насекомые, плотоядные звери, демоны-изуверы: все найдут для вас часок, все ни на минуту не позволяют притупиться своей фантазии. Но зато пытать голодом не будут: каждому от пуза полагается здесь ядовитых тварей и всяких продуктов гниения – ешь не хочу. В царстве Аримана всякому негодяю рады.
Теперь, зная чего можно ждать от будущего, вы вправе его сознательно себе выбрать. Если на исправление и прощение шансов никаких, то пользуйтесь любым из четырех вышеприведенных вариантов. А если вы небезнадежны, то поинтересуйтесь предлагаемыми разными религиями вариантами рая – там, между прочим, тоже найдется из чего выбрать. Не устаю напоминать: лайкайте-подписывайтесь. Спасибо!