Найти тему

Христианство в пределах нашего Отечества до образования Русской Церкви

Оглавление

Апостол Андрей Первозванный
Апостол Андрей Первозванный

Ученик Христа апостол Андрей Первозванный (I в.) посетил Фракию, Скифию и Сарматию, дошел даже, как сообщает летописец, до Киева. Хотя на самом деле, вопрос о проповеди апостола именно в Киеве сложный и до сегодняшнего дня до конца не решенный. Многие современные исследователи предполагают, что Владимир Мономах приказал летописцу приукрасить историю, возвеличив роль Киева.

Но о Скифии и Фракии, как о местах проповеди апостола Андрея, мы имеем куда более достоверные сведения. Первый историк Церкви Евсевий Кесарийский (нач. IV в.) пишет, ссылаясь на мнение авторитетнейшего ученого и теолога Оригена (+254), что 12 апостолов кинули жребий о направлениях их миссионерской проповеди, и ап. Андрею выпало нести весть о Христе во Фракию и Скифию.

Но и эти сведения подвергаются критике. Так Адольф Гарнак ставит под сомнение точность ссылок Евсевия на Оригена в силу того, что письменных подтверждений тому просто напросто нет, Антон Владимирович Карташёв склонялся к традиционному мнению.

Теперь, пожалуй, отложим рукописи и исследования на мгновение, и окунемся в историческую хронику.

Первые христианские общины в Причерноморье появились в конце III-IV вв. Появляется причерноморские епархии, центром которой был Херсонес, где в дальнейшем и произойдет Крещение Руси.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

В 862 или в 863 г. проходила моравская миссия при участии Кирилла и Мефодия. В Моравии Константин и Мефодий проработали более трех лет. Она прошла таким образом: от моравского князя Ростислава в Константинополь явились послы. Они просили прислать «епископа и учителя», который бы им «въ свои языкъ истую вѣру съказалъ». Отъехав в Моравию, Кирилл и Мефодий, составили славянскую азбуку и перевели на болгарский язык с греческого основные богослужебные книги: Евангелие, Апостол и Псалтирь, а также Октоих.

Рассмотрим, как принималось христианство славянами до Крещения Руси

Князь Бравлин, принявший христианскую веру вместе с дружиной
Князь Бравлин, принявший христианскую веру вместе с дружиной

Немаловажное свидетельство мы можем почерпнуть из жития Константинопольского святого архиепископа Стефана Суржского (+787). По преданию, в 790 год (вскоре после смерти святого Стефана) славяно-варяжская дружина во главе с князем Бравлином после захвата города Сурожа обратились в христианство. Неординарное решение перехода в другую веру этих варваров, язычников было связано с неким чудесным действием, сверхъестественной силой, исходящей от мощей святого Стефана, которая отогнала этих разорителей от города.

Еще один интересный случай мы можем найти в житии Константинопольского святого архиеп. Георгия Амастридского (+ 825 г.). Около 842 года руссы, пораженные чудом во время разорения города и раскопок могилы святого Георгия, просили от жителей Византии крещения и заключения с ними союза.

Хазарский каганат
Хазарский каганат

В 862 году происходила «Хазарская миссия». В 860 году святой Кирилл направлен с миссионерскими целями ко двору хазарского кагана. Это посольство было направлено в ответ на просьбу Хазарского кагана, обещавшего принять христианство в случае, если проповедь покажется им убедительной. Христианская миссия не приобрела успеха. В том же 862 году произошел приезд Рюрика в Новгород.

Аскольд и Директоршей
Аскольд и Директоршей

В этот же исторический период перед нами предстают такие личности как Аскольд и Дир – князья, в конце IX в. правившие в граде Киеве и принявшие христианство. Не будем здесь рассматривать гипотезы о существовании или не существовании этих князей…. Просто обратим внимание на то, что ими в 864 году был осуществлен набег на Царьград. После усердной молитвы император Михаил III и патриарх Фотий с крестным ходом вынесли на берег Босфора чудотворную ризу Богоматери и погрузили ее в воду. Поднялась буря и стала топить суда россов; только немногие из варваров воротились домой. Пораженные чудом, князья просили крещения. Посланный к ним епископ произвел на киевлян сильное впечатление как своею проповедью, так и, особенно, чудом, бросив в костер Евангелие и потом вынув его из огня невредимым. Многие руссы тогда же крестились. Вероятно, крестились и князья; по крайней мере известно, что киевские христиане на могиле Аскольда возвели церковь святого Николая. Предполагаемое «первое крещение Руси» в IX веке - еще называют «Аскольдовым крещением».

Эта история именуется «Фотиевым крещением Руси» (IX веке).

Патриарх Фотий (Византийская империя)
Патриарх Фотий (Византийская империя)

Послание святителя Фотия, патриарха Константинопольского (867 года) упоминают о рассмотренном нами крещении россов.

Святая равноапостольная Ольга

-7

Еще одним свидетельством о христианах на Руси до Крещения в строках летописи «Повести временных лет», святая равноапостальная княгиня Ольга принимает христианскую веру. Β 957 году, уже 67 лет от роду, она поехала в Царьград. Приняла Крещение в 959 году с именем «Елена».

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами — тогда началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.

Положение христиан при князьях Святославе и Ярополке.

Предположительно, после кончины святой равноапостольной княгини Ольги ее сын-язычник Святослав Игоревич (945-972) воздвиг гонение на христиан. В «Повести временных лет» об этом не сообщается. Возможно, неправда. Все же можно считать, что при Святославе действительно имела место реакция язычества против усиливающегося христианства. Приверженцы язычества к этому времени весьма остро ощутили, что близится конец их вере на Руси, и нашли удобный момент, чтобы попытаться не допустить этого. Ярополк относился к христианству куда более толерантно.

Теперь рассмотрим сведения о христианах на Руси в языческий период правления князя Владимира

князь Владимир (до принятия христианства)
князь Владимир (до принятия христианства)

Кн. Владимир занял Киевский престол в 980 году. Предпринял попытку в 983 году упорядочить языческий пантеон. Владимир определил шесть главных богов и поставил им идолы недалеко от собственного терема. Место было превращено в языческое святилище. Пантеон включал Перуна, Хорса, Даждьбога, Сварога, Стрибога, Семаргла, Макошь. Идол Белеса находился отдельно, внизу на Подоле. Просуществовал 8 лет.

Мученики Феодор и Иоанн
Мученики Феодор и Иоанн

В начальный период правления Владимира появляются мучениченики: святые Феодор и Иоанн. Это случилось, по разным источникам, в 978 или 983 году. В "Повести временных лет" их имен нет, это из поздних рукописей. Феодор был христианином, пришедшим, согласно «Повести временных лет», из греческой земли. Язычниками был кинут жребий, кого принести в жертву, он пал на сына Феодора – Иоанна. Феодор обличил язычников, в том, что они поклоняются идолам. Отец и сын были убиты. Феодор и Иоанн стали первыми известными нам христианами, убитыми на Руси за христианскую веру. На месте их кончины впоследствии была построена Десятинная церковь.

Князь Владимир правил 9 лет, будучи язычником, и 26 лет – будучи христианином.