Найти тему
Русский мир.ru

Зыбкий град

Раньше на месте современного Новозыбкова была небольшая слобода, которая называлась «Зыбкая». Основали ее во второй половине XVIIвека старообрядцы, бежавшие от преследования властей.

Текст: Алексей Белас, Алексей Гудков, фото авторов

Новозыбков был основан москвичами – жителями Китайгородской стороны, прихожанами церкви Всех Святых на Кулишках. Этот храм и по сей день украшает центр столицы. А 350 лет назад его община во главе с настоятелем, священником Козьмой, не пожелала принять церковную реформу патриарха Никона и была вынуждена покинуть Москву. Согласно преданию, после долгих, изнурительных странствий путники вышли на сильно заболоченную местность, посреди которой рос огромный раскидистый дуб. В могучих ветвях его они увидели литую икону Смоленской Божией Матери – Одигитрию, что в буквальном переводе с греческого значит «Указующая путь». От иконы исходил яркий золотой свет. Посчитав ее за знамение свыше, переселенцы заложили здесь небольшую слободку. В то время эти земли входили в состав Стародубского полка Новороссии, с начальством которого у новых жителей сложились дружественные отношения.

Обретение Одигитрии на реке Зыбкой. Икона. 2000 год
Обретение Одигитрии на реке Зыбкой. Икона. 2000 год

С усилением гонений на старообрядцев при царевне Софье слобожане уходили еще дальше на запад, «за польский рубеж», попутно основывая другие поселения. Так возникли слободы Елионка, Митьковка, Лужки, Злынка, Понуровка и прочие. Лишь к началу XVIIIвека часть беженцев вернулась на старое место, где в 1701 году была официально учреждена слобода Зыбкая (новозыбковцы ставят ударение на второй слог. – Прим. авт.). 12 сентября полковник Миклашевский выдал фундушевый лист (дарственную) и выслал «певния особы для отведенья и ограниченья на тую слободку грунту». Свое название слободка обрела из-за особенности местных почв, отличавшихся «зыбкостью», другими словами – топкостью, заболоченностью. Зыбким является и сегодняшнее состояние ряда исторических зданий этого города в Брянской области, которые сохраняются лишь благодаря усилиям отдельных энтузиастов и пожертвованиям частных лиц. Первый в этом ряду – храм Святителя Николая с приделом Рождества Богородицы. Это один из главных архитектурных символов города.

ХРАМ НАД РЕКОЙ

Рождественско-Никольский храм был возведен на берегу реки Зыбкой, а потому местные жители прозвали его «церковь Николы над Зыбкой».

Подниматься по ветхим деревянным ступенькам храмовой колокольни следует очень осторожно: здесь все скрипит и шатается. Стены испещрены граффити, некоторым из них более 100 лет: вот нацарапанный в 1861 году портрет кота, а вот помета о реставрации колокольни в 1942-м. Дойти до самого верха отважится далеко не каждый – ноги предательски не слушаются. Но преодолевший страх посетитель будет вознагражден – такой великолепной панорамы города не увидеть более нигде: внизу остались пряничные домики с резными наличниками, прямо напротив возвышается Спасо-Преображенский собор, выкрашенный в небесно-голубой цвет, а где-то вдали виднеется дом купца Григория Осипова. Впрочем, обо всем по порядку.

Особняк Григория Осипова. 1898 год
Особняк Григория Осипова. 1898 год

Церковь во имя святителя Николы построили, как то часто и бывало, на средства местного купца. История сохранила лишь его фамилию – Осипов (впоследствии мы еще не раз столкнемся с ней в городской летописи. – Прим. авт.), а родом он был из Злынки. Деревянное здание с колокольней возвели в 1774–1782 годах. Тогда оно представляло собой местную разновидность украинского барокко, которую сегодня можно увидеть на примере церквей Старого и Нового Ропска. В 1817–1818 годах храм был полностью реконструирован и обрел свой нынешний облик, близкий к модному в те годы стилю ампир. Сохранившиеся росписи на сводах и парусах церкви были выполнены масляными красками на холсте в начале XX века – в главном куполе на молящихся взирает Господь Саваоф. Среди храмовых икон встречаются весьма старые. Наиболее известная среди них – местночтимый образ Казанской иконы Божией Матери, созданный в XVIIIвеке. Есть и совсем новые: например, икона, иллюстрирующая историю основания города, написанная московским реставратором Дмитрием Юровым в 2000 году. За алтарем сохранилось несколько старинных надгробий, покрытых слоем желтоватого мха.

В 1896 году для обучения грамоте окрестных детей при храме организовали церковно-приходскую школу. В 30-х годах XX века, несмотря на протест местных жителей, и храм, и школа были закрыты. Однако уже в сентябре 1941-го церковные двери вновь открылись для прихожан и с тех пор более не затворялись. В августе 1942 года храм отреставрировали: над колокольней засиял новый крест. Тогда же, в начале 1940-х, будущий священник Федор Щербаков собирает вокруг себя детей и молодежь, впоследствии составивших костяк послевоенной общины.

В хрущевские времена церковь вновь попытались закрыть. Однако на сей раз местные жители во главе с отцом Феодором сумели ее отстоять. Эту историю хорошо помнит старейшая из клирошанок – Надежда Евгеньевна Помелухо. Она – одна из тех мужественных женщин, благодаря которым храм Николы над Зыбкой стоит до сих пор. Неординарной личностью был и брат отца Феодора, Родион Никитич. Будучи слепым, он не только выполнял обязанности звонаря, каждый раз поднимаясь по ветхим ступенькам на самую высокую в городе колокольню, но также руководил певчими, зная наизусть все богослужебные тексты.

Господь Саваоф. Холст, масло. Начало XX века
Господь Саваоф. Холст, масло. Начало XX века

С историей Никольского храма тесно переплелась окутанная ореолом таинственности история богородичного образа, что был обнаружен первыми поселенцами на ветвях дуба. Долгое время икона хранилась в специально построенной для нее деревянной часовне, располагавшейся на прихрамовой территории. Теперь на ее месте стоит новая, кирпичная. Но сегодня увидеть образ уже не удастся: незадолго до закрытия церкви он исчез. Во второй половине 1940-х годов следы иконы теряются окончательно: некоторые полагают, что ее забрал с собой один из жителей, ушедших с немцами; другие же говорят, что святыня по сию пору пребывает в некоем потаенном месте, куда ее спрятали еще в 1930-х, и когда-нибудь явится вновь…

Сегодняшнее состояние храма и колокольни далеко от идеального: оба объекта остро нуждаются в серьезной реставрации. Пока ситуацию спасают пожертвования отдельных лиц, в основном – иногородних.

Важный показатель отношения к архитектурному наследию – его доступность, что подразумевает наличие хотя бы сносных дорог. В случае церкви Николы над Зыбкой в этом отношении до последнего времени было неладно: строительство подъездной дороги началось лишь в декабре 2016 года – после обращения в администрацию Брянской области. А еще совсем недавно не только местным жителям, но и заезжим туристам, желающим осмотреть храм и полюбоваться красотами города с одной из самых высоких его точек, приходилось каждый раз месить грязь.

С купеческим родом Осиповых в Новозыбкове связан не только крупнейший городской храм, но и воистину сказочный частный дом, которому, однако, повезло меньше, чем храму: еще недавно полуразрушенный особняк собирались сносить, но ситуацию спас Дмитрий Кузин – IT-предприниматель из Новосибирска.

Рождественско- Никольская церковь. 1774–1782, 1817–1818 годы
Рождественско- Никольская церковь. 1774–1782, 1817–1818 годы

ДВОРЕЦ СПИЧЕЧНОГО КОРОЛЯ

Рубеж XIX–XX веков – золотой век русского купечества. Именно на этот период пришелся расцвет спичечной империи новозыбковского предпринимателя Григория Федоровича Осипова, владевшего несколькими фабриками по производству столь необходимого людям товара. В 1898 году спичечный магнат начинает строительство собственного особняка, богатству и оригинальности которого могут позавидовать лучшие образцы домового зодчества тех лет. Автором проекта стал уездный архитектор И.П. Шмаков, о котором никаких сведений, к сожалению, до сих пор не найдено.

Иерей Федор Щербаков с семьей. 1950-е годы
Иерей Федор Щербаков с семьей. 1950-е годы

Наиболее характерная черта дома Осипова – вызывающая архитектурная эклектика. В нем на удивление гармонично соединились неорусский и неомавританский стили, неоготика и необарокко. Так, верхнюю часть обшивки стен покрывает ажурная резьба, отсылающая к традициям русского деревянного зодчества. А на балкон выходит круглое окно со встроенной в него дверью – классическая деталь ар-нуво. Большим разнообразием отличалось и внутреннее убранство: изящная лепнина, роскошная изразцовая печь, метлахская плитка, роспись под мрамор. Подобное смешение эпох и архитектурных направлений, конечно, обычно для эклектики, но здесь этот стиль превзошел сам себя. И, что самое удивительное, случилось это не в Петербурге или Москве, но в, казалось бы, далеком от передовых тенденций провинциальном городе. Дом, оснащенный по последнему слову техники и дизайна, стал визитной карточкой Новозыбкова купеческого.

В 1919 году особняк был конфискован большевиками и передан уездному отделу народного образования. С 1925-го в нем размещалась школа имени Карла Маркса, которой в 1947 году присвоили 3-й номер. В 90-х годах вследствие аварийного состояния здания школу перевели в другое место. Дом же долгое время оставался бесхозным и постепенно разрушался. Отреставрировать по всем правилам старинный особняк, один из символов города, дорого, долго и ответственно, а потому ни среди местных чиновников, ни среди бизнесменов героев не нашлось. Дом спасли «понаехавшие»: Дмитрий Кузин и его супруга Наталья Краснова влюбились в здание с первого взгляда.

Основание колонны Рождественско-Никольской церкви
Основание колонны Рождественско-Никольской церкви

Сегодняшний хозяин особняка родился в Новосибирске, затем переехал в столицу. Дмитрий и Наталья всегда хотели иметь собственный дом, но не новодел, а строение с историей. Долгие поиски подходящего варианта привели их в Новозыбков: увидев объявление о продаже заброшенного купеческого особняка, они поначалу восприняли его скептически, однако в итоге не смогли пройти мимо разрушающейся на глазах красоты. И вскоре архитекторы-реставраторы провели обследование и обмеры дома, а в 2015 году начался первый этап реставрации, которым заведовал Михаил Бахман, известный по документальному фильму «Атлантида Русского Севера».

И.П. Шмаков. Рубеж XIX–XX веков
И.П. Шмаков. Рубеж XIX–XX веков

Восстановление здания идет не быстро: процесс отнимает много времени, сил и средств. К тому же в конце прошлого года, на завершающем этапе реставрации, о существовании особняка неожиданно вспомнили брянские чиновники. Появившееся лишь в 2016 году областное Управление по охране и сохранению историко-культурного наследия предъявило претензии и даже пригрозило судом владельцам и реставраторам дома на том основании, что реконструкция осуществлялась якобы без согласования. Дмитрий и Наталья, фактически спасшие здание от окончательного разрушения, еще и были вынуждены заплатить штраф. Однако встречный иск к администрации города, с которой, собственно, и был согласован проект реставрации, они подавать не стали.

Дмитрий Кузин в восстанавливаемом особняке
Дмитрий Кузин в восстанавливаемом особняке

Дмитрий Кузин – человек открытый и дружелюбный. Он сам участвует в восстановительных работах, с удовольствием показывает гостям свое приобретение и прилегающую территорию, попутно рассказывая об истории дома и о находках, сделанных во время реставрации. Ни одна аутентичная деталь не уходит от внимания проектировщиков, но тщательно восстанавливается по имеющимся фрагментам – даже самым незначительным. «Другого такого дома нет нигде, – уверяет Дмитрий, – во всем – изящество, продуманность, законченность». В отреставрированном особняке хозяин планирует организовать музейно-выставочное пространство.

Спасо-Преображенский собор. 1911–1914 годы
Спасо-Преображенский собор. 1911–1914 годы

МУЗЕЙ КАК ПРОЕКТ

Новозыбков и окружающие его села – земля с древней историей и культурой, представляющая собой своеобразное пограничье, где тесно переплелись русские, украинские и белорусские черты. Исстари Новозыбков и Стародуб составляли единое культурное пространство с Веткой – прежде селом, а ныне городом в Гомельской области Белоруссии. До недавнего времени здесь еще сохранялись традиции и ремесла, утерянные в других областях России: браное ткачество, национальный костюм, своеобразная вышивка, песни и характерные обычаи, связанные с рождением, свадьбой, погребением. Пришедшие с востока старообрядцы привнесли сюда культуру традиционной рукописной книги и пения по крюкам, шитье бисером и металлопластику. В итоге в XVIIIвеке этот регион превратился в крупный книгописный и иконописный центр, где также изготавливались древнерусские молитвенные четки (лестовки) и священническое облачение.

Местные мастера создали своеобразный стиль оформления рукописных книг, сложившийся под влиянием московских манускриптов XVII столетия и соединивший в себе элементы травного письма и стиля барокко, – одной из его отличительных черт является отсутствие золота. Оригинальностью отличалась и содержательная часть некоторых рукописей. Так, ряд церковных песнопений был записан особым распевом, получившим в научной литературе название «ветковского».

Икона, лестовка, рушник — экспонаты будущих выставок. Новозыбков. Частное собрание
Икона, лестовка, рушник — экспонаты будущих выставок. Новозыбков. Частное собрание

Что касается ветковско-новозыбковской школы иконописи, то в ней традиции средневекового письма соединились с «живоподобием» Нового времени. В созданных здесь иконах ярко прослеживается наследие мастеров московской Оружейной палаты второй половины XVII века. Для многих из них характерны сложная иконография и многоплановость сюжетов.

Отдельного внимания заслуживает местная архитектура, в особенности деревянная, чья отделка, главным образом наличники, поражает красотой и разнообразием.

А на рубеже XIX–XX веков, в эпоху господства национального модерна, Новозыбков стал одним из региональных центров каменного строительства. Среди выдающихся архитектурных памятников – визитных карточек города – величественный Спасо-Преображенский собор 1911–1914 годов постройки, долгое время служивший кафедральным храмом Древлеправославной церкви. Еще одна жемчужина – возведенная в 1905–1914 годах Свято-Троицкая церковь, на строительство которой свои личные средства пожертвовали император Николай II и генерал-лейтенант Аркадий Вакуловский-Дощинский. Нельзя не упомянуть и ряд купеческих домов конца XIX – начала XX столетия, например особняки Шведова, Абросимовых, Волковых.

Идея организации культурно-выставочной площадки в столь насыщенном стариной городе, по признанию Дмитрия и одного из его друзей-антикваров, пришла сама по себе. Необходимость в месте, где люди, включая исследователей, могли бы не только знакомиться с экспонатами частных собраний, но и общаться, организовывать лекции, экскурсии и мастер-классы, назрела уже давно. Однако организация подобной площадки, несмотря на ряд инициатив, постоянно откладывалась. И вот наконец проект шаг за шагом начал воплощаться в жизнь. Появилось и конкретное здание, столь знаковое для Новозыбкова, – особняк Григория Осипова. Впрочем, говорить о точном сроке воплощения задуманного пока рано. Дом Осипова, где разместятся предполагаемый музей и культурный центр, все еще находится в процессе кропотливого восстановления. Сегодня пока единственным его обитателем является местный кот Кубик – любимец хозяина и строителей.