Найти тему
Легкое чтиво

Тернистый путь молодого лейтенанта Часть II

Начало своей офицерской деятельности ознаменовалось для меня не очень радужными событиями. О них я написал уже в первой части "Тернистый путь молодого лейтенанта Часть I"

И как говорит дедушка Пескарь в мультфильме про Лунтика "А вот что произошло дальше мы с вами сейчас и узнаем".
Чуть по чуть пора приступать к полетам. Но сначала надо документацию оформить: общую подготовку, тетрадь подготовки к полетам, летную книжку. И естественно зачеты сдать на допуск к полетам.
про документацию

Вообще, наверное во все времена существования авиации, к документации у летного состава особая любовь.
За все время моей службы извращались над ней как могли. Каждый год какие-то новшества, нововведения и дополнения. Уж чего только не придумывали. Только, чтобы летчик на полеты неподготовленным в кабину не сел.
Хотя, надо сказать, что касается общей подготовки, в начале двухтысячных, то она, как мне показалось тогда, носила формальный характер.

Почему я так подумал? Просто как-то раз был я в очередном патруле. Летчики нашей эскадрильи вернулись с полетов, как обычно, закрасить графики, заполнить документацию, уточнить распорядок дня на завтра.

Небольшое отступление
Командовал тогда нашей эскадрильей п/п-к Топчий. У него была "фишка" такая -когда летчики возвращались на автобусе с аэродрома, если он говорил "домой", то летчики понимали, что все едут в часть и дальше надо идти в эскадрильский домик, скорее всего будет разбор полетов или другие мероприятия, которые запланировал ком.АЭ. А если он говорил "по домам", то автобус, как правило, останавливался, не доезжая КПП в ДОСах и летчики расходились по домам (а если пятница не сразу расходись).

Как я на всех общую сделал
В тот день, когда я был в патруле, летчики вернулись в "домик". Я решил поприсутствовать на разборе полетов, тем более мне это было интересно. После разбора еще примерно минут 30-40 инструктора заполняли необходимую документацию, а затем прозвучала команда "по домам". Завтра полетов не должно быть. Завтра предварительная.
Крайними из домика выходили ком АЭ и зам.ком АЭ м-р Хижняк. Тут, кто-то из них вспоминает, что завтра второй день общей подготовки, а значит общая уже у всех должна быть готова.
- О, Иванов, ты же в патруле? - спрашивает замкомэска.
- Так точно-отвечаю.
-Вот тебе задача: за ночь всей АЭ общую распечатаешь. Знаешь где брать?
- Знаю, товарищ майор.

Ключ от домика АЭ всегда над дверью за дощечкой лежал. И я знал что нужно было только зайти в штаб АЭ, включить компьютер, найти папку с общей подготовкой за прошлый год на рабочем столе, поменять дату, если это необходимо (не на всех занятиях дата печаталась) и поставить на печать.

Сложность заключалась в том, что печать требовалось постоянно контролировать, так как использовался матричный принтер. И, чтобы напечатать несколько экземпляров одной страницы надо было вставлять между листами копировальную бумагу. Чем я и занялся.
Утром летный состав разбирает, напечатанную мной кипу, каждый в правом углу ставит ручкой дату и кто проводил занятия, время в соответствие с планом и все — общая подготовка готова! Осталось вставить листочки в файлы в соответствующий раздел тетради.

Как готовился я
С тетрадью к подготовке к полетам вроде все понятно. Взял на выходные у товарища, что уже приступили к полетам переписал, схемы, таблицы перерисовал - вот тебе уже тетрадь готова.
С летной книжкой тоже понятно. Тем более, что в эскадрилье имелась так называемая "образцовая летная книжка".

Наивная глупость
Я, признаться, когда в первый раз услышал, что комэска задает вопрос летчикам " У кого образцовая летная книжка?", а ст.л-т Чайкин говорит - "У меня" - я подумал: "Ну надо же какой уверенный в себе старший лейтенант! Он считает, что у него летная книжка ОБРАЗЦОВАЯ! Наверное аккуратно заполняет ее, раз так уверенно говорит".

Юго-восток плановой

Да, по правде сказать проблем с документацией и со сдачей зачетов я не испытывал. Поэтому приступил к восстановлению утраченных навыков без каких-либо проволочек.
Как и всегда в инструкторских полках, на первом месте полеты курсантов. А летный состав на личное совершенствование летал крайне мало. А уж, что касается молодого летного состава, то это почти всегда юго-восток плановой таблицы.

Фотография взята из коллекции Яндекс картинки для иллюстрации.
Фотография взята из коллекции Яндекс картинки для иллюстрации.

Плановую таблицу, как правило "рисовал" замкомэска, а он имел(да не только он один) одну особенность. Когда подходишь к нему выпрашивать полеты, он улыбается и спрашивает, мол где тебя запланировать? А ты ему тыкнешь пальцем в плановую, где тебе хотелось бы, чтобы тебя запланировали; он значок нарисует, позывной твой поставит, номер упражнения, который тебе нужен, но как только ты отвернулся - он ластик берет и стирает.

А потом, когда приходишь уточнять свои заправки, узнаешь, что в лучшем случае на юго-востоке ты есть.

"козел"

Казус этот со мной произошел обиднейшим образом. И ведь не обвинишь никого кроме себя. И погода была хорошая и полет не сложный, как сейчас помню "Простой пилотаж в зоне на средней высоте". Заход на посадку был визуально с круга. Все так хорошо шло до самой посадки. Как я так умудрился до сих пор не понимаю.

Подошел чуть на повышенной скорости, обороты на малый газ убрал. И что-то мне показалось, что на выравнивании слишком быстро самолет идет к земле. Я РУС чуть (как я думал) энергичнее на себя, а дальше классика - этот момент совпадает с касанием и поскакал я по полосе. Мне бы после первого же касания РУС задержать, может даже оборотов надо было дать, да на второй круг уйти т.к. отскочил я высоко, но я этого не сделал. Засуетился как-то, смотрю опять к земле приближаюсь быстрее чем обычно и второй раз ручкой дернул, снова отскочил.

Одно спасло - самолет умный и без оборотов больше летать не захотел. Весело покатился по полосе, подпрыгивая с колеса на колесо. А я уже предвкушал разбор полетов, главным фигурантом которого, скорее всего буду я.

Иллюстрация. Из коллекции Яндекс картинки.
Иллюстрация. Из коллекции Яндекс картинки.

Короче стыдно мне было потом жутко. Целый лейтенант на посадке "козлит".

Такого козла я на третьем курсе давал крайний раз. А тут на тебе - лейтенант!

Отстранил меня командир звена тогда от полетов на пару недель. Тут и так эти полеты по крупицам собираешь, а вот взял и "накосячил". Сам виноват!

Потом, конечно, влетался и нормально уже выполнял полеты. И все бы ладно, если бы не расформирование одной, из двух существующих "Элочной" эскадрильи.

Но об этом в следующей части.

Жмите "палец вверх", подписывайтесь на канал. Есть еще что вспомнить.