Так как Советская власть не на словах, а на деле старалась дать равные возможности всем народам СССР, где-то в глубине СССР вставал на крыло простой казахский паренек Талгат Бегельдинов.
Но он и сам проторил себе дорогу в жизнь. Сам перешёл из национальной татарской школы в более сложную русскую. С большой теплотой он потом вспоминал уроки и помощь учителей.
В восьмом классе он поступает в аэроклуб ДОСААФ. Осваивает, наконец, русский язык. Хорошо сдает экзамены в клубе.
Не обошлось без неприятностей первый летный инструктор оказался хамом покрывал Бегельдинова последними словами и даже потребовал его исключить из аэроклуба за неспособность к полетам.
Но руководство клуба разобралось и Талгат продолжил летать.
Позже поступил в Саратовскую школу военных летчиков.
С началом войны программу уплотнили, но Бегельдинова не отпустили на фронт, он стал инструктором. Он ещё летает полтора месяца как инструктор.
Неожиданно приходит распоряжение откомандировать несколько курсантов в Оренбургское бомбардировочное училище. Там Бегельдинов становится ефрейтором и старшиной группы. За полтора месяца он осваивает СБ.
Но его с группой сержантов отправляют не на фронт, а в истребительное училище.
Затем он попадает в запасной авиаполк и начинает учиться летать на штурмовике Ил-2.
Как видим подготовка у Бегельдинова была очень хорошей. Освоил самолёты У-2, Р-5, СБ и теперь Ил-2.
Опять Талгат как отличник не идёт на фронт, его планируют оставить в училище инструктором. Но тут прибыла группа пожилых пилотов и Бегельдинов вырывается на фронт.
Поступил он в эскадрилью старшего сержанта Пошевальникова.
17 февраля 1943 г. Бегельдинов успевает совершить сразу три вылета, но именно в третьем вылете зенитка врага подбивает штурмовик, но до аэродрома доятнуть удается.
Пошевальников даёт советы как уходить от зенитного огня - в разрыв, два раза в одно место не попадут, а если стреляют "эрликоны", то надо уходить от трасс.
Поскольку тогда на штурмовиках не было задних стрелков, то приходилось усиленно следить, чтобы немецкие истребители не зашли в хвост.
Истребители однажды сбили 25 Илов, правда, "Мессершмиттов" было тоже около 60.
В вылете на Глухую Горушку потеряли 3 штурмовика из 9.
Бегельдинов в том вылете (седьмом) даже смог сбить немецкий самолёт, поймал на вираже. Сказалась хорошая выучка.
За сбитие истребителя Талгат Бегельдинов был удостоен ордена Отечественной войны II степени.
Тут можно сказать, что летчика спасали отличные навыки пилотирования и хорошее ориентирование на местности и по картам. Если бы все пилоты имели такую выучку, то и потерь было меньше.
К тому же боевые задачи для штурмовиков ставились убийственные, приходилось атаковать сильно защищённые цели,что превращало вылеты в обречённые на провал.
То ли дело, атака слабо защищённых целей, которые были бы не менее важны. Дело в том, что прикрыть все объекты на фронте и в тылу просто было бы невозможно.
Мало толку штурмовать цели если нет достаточных сил и средств для подавления ПВО.
Спасибо за прочтение.