Вместе с фактической (хоть и необъявленной официально) второй волной коронавируса пошли ко мне определённые пациенты.
Те, кто перенес коронавирус месяц или два месяца назад. Те, у кого давно пришел отрицательный мазок. Кто давно выписан с больничного. И у кого вроде бы миновало самое страшное.
И все-таки они оказываются на приеме у невролога. Жалуются на сильную слабость, потерю веса, одышку, снижение аппетита, потливость, боль в мышцах.
Астенический синдром после перенесенной ОРВИ — штука известная и не новая. Однако коронавирус будто возвёл эту астению в квадрат, в куб. И вот от человека осталась лишь тень.
«Помогите, доктор.»
А чем помочь?
Всемирная Организация Здравоохранения разводит руками: помочь нечем. Мы слишком мало знаем об отдаленных последствиях этой болезни и пока даже слабо понимаем, отчего пациент теряет силы. Сатурация — в норме. ЭКГ — в порядке. Анализы тоже.
Клиника Мэйо и другие медицнские авторитеты тоже пожимают плечами. Туманно советуют заниматься реабилитацией таких пациентов.
Хотите расскажу, как реабилитация после ковида происходит в одном российском городе?
«Вы здоровы» — говорит терапевт в районной поликлинике в ответ на жалобы на невыносимую слабость. «Ничем не могу помочь» — пожимает плечами знакомый врач. «Больничный не положено» — на всякий случай сообщает тот же терапевт из районной поликлиники.
Вот и вся реабилитация.
Сегодня у меня на приеме была женщина. Я хорошо ее знаю, она несколько раз в году приходила сдать анализы, или получить совет о помощи при боли в спине. Перенесла COVID-19. Прошло два месяца. Десять потерянных килограммов. Плохо выглядит.
И плечо. Ее правое плечо совершает однообразные дистонические движения. Она не может их контролировать или хотя бы временно «приглушить». Болезнь сбила что-то в биохимии ее экстрапирамидной системы. И это «что-то» нужно будет лечить.
До того приходила женщина с выкручивающей болью в мышцах после перенесенного ковида. Болезнь прошла, интоксикация миновала, а боль — осталась.
И это не говоря о тех, у кого так и не вернулось утраченное обоняние. И тех, у кого ухудшилось течение хронических болезней.
Лекарства от этой напасти — отдаленных последствий ковида — не придумано.
Только симптоматическое лечение. И вечная настороженность: не пропустить болезни, которым дал «зеленый свет» коронавирус. Рассеянный склероз, генерализованное тревожное расстройство, депрессия и многое другое.
Я приправляю этот нехитрый рецепт искренним сочувствием, возможностью отлежаться на больничном и общеукрепляющими средствами.
Но точно знаю, что никогда не скажу: «Вы здоровы». Такое не скажешь тени человека, что пришла ко мне за помощью.
Друзья, берегите себя. Наверно, мы все переболеем этой заразой. Но мы можем влиять на количество вирусных частиц, что попадает на слизистые. От этого, вероятно, зависит тяжесть заболевания: чем меньше «захватчиков» окажется в ваших дыхательных путях и конъюнктиве, тем легче будет протекать болезнь.
Поэтому нужно носить маску, избегать пребывания в людных местах и часто мыть руки.
Чтобы не стать такой же «тенью» в кабинете невролога.