Неуверенность и чувство вины
В результате существования в индивиде чувства вины лежит невроз или некая невротическая зависимость, которая и приводит к подобного рода девиациям психики.
Если коснуться вопроса возникновения в природе психики индивида чувства вины, то следует обратить внимание на то, что,
по мнению Фрейда, убийство первобытного отца сыновьями привело к дальнейшему раскаянию, что уже так или иначе вызвало чувство вины.
Вины за свершенный поступок. Это и есть первоистоки происхождения чувства вины. Тогда как происхождение чувства вины у современного человека действует и как покаяние в уже совершенных преступлениях, так и как мера предосторожности против новых подобных (преступных) деяний.
Чувство вины возникает до поступка и не оно является его причиной, а напротив, проступок совершается вследствие чувства вины.
Прослеживая причину появления чувства вины у невротика, заметим, что чувство вины возникло
из Эдипова комплекса и является реакцией на два великих преступных намерения: убить отца и вступить в сексуальные отношения с матерью.
И уже тогда, основываясь на клинической практике и анализе художественных произведений (известно, что основатель психоанализа много времени уделял анализу художественным произведений),
Фрейд предлагает считать людей, совершивших, например, преступление - преступниками вследствие сознания вины.
Т.е. чувство вины явно возникает в ответ на два преступления: замысел убить отца и соединиться в кровосмесительном контакте с матерью.
Сознанием вины является то напряжение, которое возникает в психике вследствие противостояния Я и Сверх-Я.
В качестве двух источников чувства вины им рассматриваются страх перед авторитетом и позднейший страх перед Сверх-Я (требованием совести).
Страх перед авторитетом заставляет человека отказываться от удовлетворения своих влечений, в результате чего у него не остается чувства вины.
Отказ от влечений, обусловленных страхом перед Сверх-Я, не устраняет чувство вины, т.к. от совести невозможно скрыть запретные желания.
С психоаналитической точки зрения, человек оказывается как бы обреченным на «напряженное сознание виновности.
Склонность к агрессии против отца повторяется в последующих поколениях. Чувство вины усиливается при подавлении агрессии и перенесения ее в Сверх-Я.
Не имеет значения, произошло ли убийство на самом деле или от него воздержались.
Это чувство является выражением амбивалентного (двойственного) конфликта в человеке, обусловленного вечной борьбой между Эросом и инстинктом разрушительности или смерти.
Изучение неврозов способствует пониманию прослеживаемой взаимосвязи между чувством вины и сознанием вины.
Чувство вины может ощущаться в качестве некой тревоги. Т.е. являться, своего рода, разновидностью страха.
По мнению Фрейда, именно в отцеубийстве следует искать главный источник чувства вины.
Взаимосвязь между чувством вины и творчеством можно найти у Достоевского,
творчество которого никогда не продвигалось вперед лучше, чем после потери всего и закладывания последнего имущества.
Когда чувство вины Достоевского было удовлетворено наказанием, к которому он сам себя приговаривал,
тогда исчезала затрудненность в работе, и он позволял себе сделать несколько шагов на пути к успеху.
чемпион мира, тренер-психолог 3-х чемпионов мира, автор 250 книг