Найти тему
Анатомия Карьеры

«На лабутенах и в восхитительных…»: особенности дресс – кода или что надеть на собеседование

Что обычно надевают соискатели на собеседование? На что обращают внимание рекрутеры? Можно ли получить отказ в должности из-за внешнего вида? Какую роль играет одежда в современном бизнес – мире? И так ли актуален дресс - код сегодня, когда собеседования и деловые встречи проходят в zoom?

Поговорим сегодня про это.

Чего только не видели современные рекрутеры! И «лабутены», и «восхитительные штаны», и даже сумки «Прада», о которых так вожделенно поёт солистка небезызвестной Питерской музыкальной группы. И всё-таки нет на российском рынке труда культуры одеваться! Её просто нет и всё тут! И точка!

Конечно, есть протокол. Дипломатический протокол, который представляет собой совокупность определенных норм, предписывающих, как, в том числе, надлежит одеваться к тому или иному мероприятию. Однако знают его далеко не все. Да и соблюдать все тонкости в современном российском деловом мире вовсе не обязательно, если Вы, конечно, не приглашены на государственный прием.

«У нас в компании дресс-кода нет», - когда я слышу нечто подобное, то четко знаю, что говорящий это человек не совсем верно понимает, что такое дресс- код.

Итак, правило первое: ДРЕСС – КОД ЕСТЬ В КАЖДОЙ КОМПАНИИ!

Image  from Pixabay
Image from Pixabay

Дресс – код может существовать в виде самостоятельного свода правил или регламента. В каких-то организациях он может быть частью обязательного локального нормативного акта, например, правил внутреннего трудового распорядка. На некоторых предприятиях краткий пункт о требуемом в рабочее время стиле одежды прописывают в трудовые договоры сотрудников.

Есть фирмы, где правил как будто нет. Но это только на первый взгляд. Во-первых, отсутствие правила – это уже само по себе правило. Во-вторых, в таких компаниях обычно все сотрудники негласно так или иначе придерживаются похожего стиля в одежде. Зайдите в офис рекламного агентства или загляните в театральную кассу, обратите внимание на стиль одежды сотрудников в салоне красоты, где нет униформы, или на то, как одеваются программисты, - вы точно увидите сходство во внешнем облике сослуживцев из одной компании. Это вполне объяснимо и логично. Ведь люди, выбирающие одно место работы, уже в чем-то похожи. Конечно, схожесть эта на первом этапе может быть едва уловима. Но время идет, и стили одежды разных людей проникают друг в друга, формируя одну общую манеру одеваться. Коллеги выглядят не одинаково, но в то же самое время одеваются «друг по дружке» - такой своеобразный эффект заражения. И вот общий дресс – код уже сформирован. Никаких фиксированных правил и жесткий стиль одновременно.

Правило второе: СОБЛЮДАЙ ДРЕСС – КОД КОМПАНИИ, КУДА ИДЕШЬ НА СОБЕСЕДОВАНИЕ

В российском, да и в мировом бизнесе тоже, всегда существовали сферы, в которых дресс – код настолько транспарантен, что ошибиться, казалось бы, просто невозможно. Ведь что может быть проще, чем одеться на собеседование, например, в банк? Темного цвета костюм, белая классическая рубашка, темные закрытые кожаные туфли по сезону, минимум украшений и сдержанность парфюма и прически. Это правило касается всех соискателей, независимо от пола и возраста. Вуаля! И тест на дресс – код уже пройден. Рекрутер практически неосознанно переместил Вас в своем визуальном восприятии на следующую ступеньку оценивания. Ничто в Вашем образе его не раздражает - никак и ни в каком контексте. Он становится способен сосредоточиться на том, что Вы будете говорить о себе, а Вам ведь того и надо! И вот Вы уже подробно представляете себя, искусно демонстрируя свои лучшие качества и не акцентируя внимание на тех навыках, что удаются Вам значительно хуже.

Но нет! Не всё так просто, как кажется. И здесь наши люди умудряются всё испортить. Если костюм, то вопиюще узкий или велик по размеру. Если блуза, то с неизменным декольте. Если туфли, то либо совершенно жуткого и стоптанного вида, либо на таких каблуках, что даже Кристиану Лубутену не снилось.

Почему? Зачем соискатели так одеваются? Почему не соблюдают простых правил даже там, где их наличие и содержание очевидно?

На протяжении последних десяти лет я задаю соискателям, которые возмутительно нарушают дресс – код, вопрос о том, по какому принципу они выбирали себе наряд на интервью. Из массы полученных ответов путем частотного анализа и последующей кластеризации были выделены следующие основные тренды.

Тренд первый«Надел, что было из делового». Таких ответов – большинство (44%). Соискатель, понимая, что надо одеться в деловом стиле, просто надел то, что у него было в гардеробе, подходящего, по его разумению, к случаю. Чувство стиля и понимание, что такое деловая одежда, в данном случае, кандидату изменило. Отсюда случаются галстуки, надетые с рубашками с короткими рукавами или всё те же пресловутые короткорукавые рубашки и надетые поверх них пиджаки. Мужские руки, торчащие из рукавов пиджака просто обязаны быть облаченными манжетами рубашки. Но этим правилом соискатели часто пренебрегают. Лето ведь. Жарко.

Что до женской половины претендующих на работу кандидатов, то здесь казусов бывает не меньше. Босоножки, надеваемые на пусть тонкие, но колготы, цвета «африканского загара», или длинные плиссированные юбки с заправленными в них классическими рубашками. Всё это моветон делового стиля.

Image  from Pixabay
Image from Pixabay

Тренд второй«Я надену всё лучшее сразу». Таких ответов тоже много (31%). Мотивация кандидатов этой категории не лишена смысла. Собеседование – это своего рода форма «представления» себя на рынке труда, где потенциальный работодатель – «купец» выбирает себе потенциальных сотрудников – «товар». Что следует делать в этом случае? Показать товар «лицом». А чтобы «купили подороже», важно продемонстрировать свою «имиджевую стоимость», в том числе. Внешний вид – одежда, аксессуары, прическа, обувь - всё это составляющие той самой «имиджевой стоимости». Следовательно, надо показать, что всё это стоит дорого. Отсюда появляются (простите за слэнг) «котлы» - типа ролекс, «цацки» - типа Де Грисогоно, «Бэги» - типа «Прада» и пресловутые «Лабутены» с красными подошвами производства made in Турция (в лучшем случае). Конечно, в этой когорте кандидатов есть и те, кто носит все эти вещи в оригинале. Но обладание брендовыми вещами не спасает от подобных ошибок. Такие кандидаты выглядят всегда чересчур. Чувство меры, увы, их подводит.

Image  from Pixabay
Image from Pixabay

Тренд третий«Я пришел показать, что я умею, а не наряды демонстрировать». Как выяснилось, ответов подобного рода немало (21%). Как правило, это люди, уверенные в собственной профессиональной неотразимости. Они – асы и мастера своего дела! Отсюда одежда не по размеру (не в стиле oversize, а именно – не по размеру), сочетание несочетаемых театральных маек с люрексом и трикотажных брюк, и хуже того – неопрятность – несвежие волосы, засаленные манжеты рубашки и даже запах пота. «Какая разница, что надето на человеке, гораздо важнее, что он может дать компании», - вот девиз такого соискателя. Это мнение, конечно, имеет право на существование, но всё же знаменитым Пушкинским «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» пренебрегать не стоит. В буквальном смысле слова. Для сотрудника офиса иметь аккуратные руки – просто обязанность. И это вовсе не означает, что все без исключения должны еженедельно посещать маникюрный салон. Но следить за состоянием своих ногтей (чистить их и стричь) надо обязательно.

Image  from Pixabay
Image from Pixabay

И, наконец, четвертый тренд«А что? Надо было одеваться специально?». От этой категории соискателей веет инфантильностью. Таких, правда, меньшинство (около 4%). Причем возраст значения вообще не имеет. Они просто не понимают, что на собеседование и, как следствие, далее на работу надо одеваться, соблюдая определенные требования. Здесь во внешних обликах не просто буйство красок и смешение стилей, здесь всё, что можно наблюдать в моде всех времен – от рваных джинсов до вечерних нарядов «Haute Couture». «Я так всегда хожу» и «У меня другого даже нет», - вот наиболее частые ответы соискателей этого кластера на вопрос «Почему Вы выбрали именно этот костюм для сегодняшнего собеседования?»

Image  from Pixabay
Image from Pixabay

Какие из всего этого можно сделать выводы? Не вдаваясь в подробности научных изысканий, ограничусь следующим.

· Многим просто лень прочитать, что такое деловой стиль одежды.

· Некоторым изменяет чувство стиля и не хватает меры.

· Есть те, кто намеренно пренебрегает правилами.

Отсюда правило третье: СЛЕДУЙ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПОСЛОВИЦЕ «ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЕЖКЕ...» Ведь если пренебрегать первой её частью, до второй – «…провожают по уму» может вообще никогда не дойти.

Хотите узнать, что надеть на он-лайн встречу с рекрутером? Есть ли дресс – код в zoom? И как во время пандемии относиться к своему внешнему виду?

Подписывайтесь на канал Анатомия карьеры и читайте продолжение!