Продолжение. Начало в статьях "Распознай себя, или вторая заповедь директора по персоналу" и "Не дама, а реклама, или вторая заповедь директора по персоналу" .
Заповедь третья. Адаптируйтесь к культуре организации
Парадоксально, но факт: специалисты, призванные развивать организационную культуру компании, зачастую забывают применить нормы и принципы организации к себе, в частности, к своей внешности. Такая забывчивость многим стоит стремительного падения с карьерной лестницы, если не принять меры вовремя. Кроме того, многие директора пребывают во власти некоторых заблуждений, перечислим наиболее распространенные из них:
Заблуждение 1. Стиль, проверенный опытом, не подведет никогда. Ольга К., 45 лет, была приглашена на должность директора по персоналу крупного промышленного холдинга. Имеет большой опыт успешной работы в должности на средних и малых предприятиях. Данное предложение расценивает как вершину карьеры. Казалось бы, ничто не предвещало появления проблем, но женщина, надев привычную яркую блузку, на совещании директоров вдруг почувствовала себя «попугаем в клетке». До этого времени Ольга считала, что её имидж безупречен и помогает в работе. Яркие блузки и платья, косынки и дамские украшения привлекают и удерживают внимание людей, с которыми ей приходится работать во время обучающих семинаров и тренингов. Брюки и джинсы – незаменимые предметы гардероба для работы «в кругу». И вдруг годами проверенный имидж стал создавать внутренний дискомфорт.
Перейдя с одного места работы на другой и сохранив должность, Ольга не учла изменение размеров и организационной культуры предприятия. Прежде она работала в компаниях, ориентированных на клановую культуру с ценностями общения, соучастия, сопричастности, сплоченности, где директор по персоналу – лидер-воспитатель, который заботится о совершенствовании своих подопечных, расширении сферы их компетентности и обретении больших возможностей для личного развития. Отсюда и стиль внешности, по-домашнему уютный. В холдинге царит иерархическая культура с ценностями иерархии и структурированности. Руководители холдинга самодовольны, самонадеянны и самодостаточны, окружены преданными, «своими» людьми и недоступны для подчиненныx. Эти правила распространяются и на директора по персоналу. Наличие отдельного кабинета, секретаря, лучшего оборудования, собственного места парковки усиливают образ директора. Строгие силуэты одежды и нейтральные тона представляются оптимальным дополнением. Цвет и форма, к которым привыкла Ольга, выдают настроение и мотивы, что противоречит духу компании.
Заблуждение 2. Беспроигрышность делового костюма. Кирилл Д., 33 года, перешёл работать директором по персоналу в информационно-рекламное агентство, из финансового учреждения, прихватив с собой привычку носить деловой костюм ежедневно. У него несколько костюмов. «Удобная вещь, - убежден молодой человек, - универсальная! И для свидания, и для женитьбы, и для театра, и для работы!». Но через несколько дней работы Кирилл стал замечать, что коллеги, даже генеральный директор, сторонятся его, общение носит преимущественно формальный характер. И причина тому – излишне респектабельный внешний вид нового директора по персоналу. Любимый дорогой костюм стал коммуникативным барьером для специалиста, «призванного» в компанию снять барьеры общения.
Классический стиль Кирилла на прежней работе – это униформа финансистов, а не знак статуса директора по персоналу. Финансовое учреждение имеет явно выраженную рыночную культуру, где все подчинено потребностям рынка. Рынку выгодно отличать финансистов, поэтому сотрудники финансовых учреждений имеют столь сходную внешность. Всё направлено на дело, достижение поставленной цели, пусть даже в ущерб собственному «Я» или хорошим взаимоотношениям с людьми.
Другое дело, информационно-рекламное агентство, куда перешёл работать Кирилл. Атмосфера пропитана адхократической культурой с её базовыми ценностями - свободный творческий полет самоутверждающейся личности и направленность на инновации. Авторитет определяется уникальностью способностей личности. Адхократия — это власть гениев, а руководство — организационно-административная неизбежность. В организации ценится харизма. Всё это и определяет уникальный стиль внешности сотрудников компании. Кириллу придется подойти к ношению своих костюмов творчески. Вот где могут быть полезными яркие аксессуары или смешение стилей (пиджак и джинсы, классические брюки и спортивный джемпер).
Заблуждение 3. Будет должность – будет и стиль. Полина Р., 29 лет, за семь лет работы в компании продвинулась по служебной лестнице от менеджера по подбору персонала до директора HR службы. Имеет репутацию высококвалифицированного специалиста и… модницы. На должность директора назначена с условием – найти стиль, который будет больше работать на репутацию директора, но не модницы. Полина согласилась, решив, что стиль придет вместе с новым назначением, но, как показало время, не пришел. Вскоре генеральный директор вызвал к себе и поставил ультимативное условие «или – или». На весах оказались две, казалось, равные по значимости ценности – работа и мода. Полина серьезно призадумалось: «Оставить работу только потому, что ты не можешь одеваться в соответствии с ней? Непозволительная роскошь. Нужно искать другое решение».
Решение пришло к Полине после срочной ревизии своего гардероба и модных журналов с единственной целью - обнаружить те модные вещи, которые не противоречат официальным требованиям к её внешности. В результате тщательного обдумывания всех «за» и «против» женщина пришла к выводу, что не всё так безнадёжно, необходимо более тщательно поработать над своим стилем. Рецепт для Полины и тех, кто столкнулся или ещё столкнется с подобными проблемами, точно прописан американским стилистом и экспертом моды Кендалл Фарр: «Стиль не является уделом таких исключительных фигур, как Одри Хепберн и Жаклин Онассис, к нему приходят через осознанное поведение, а также умение увидеть свой силуэт и пропорции в любом сезоне и каждый год».
Учитывая организационную культуру, не лишним будет вспомнить и о влиянии культуры страны, в частности, об отношении граждан к красивой внешности. В США красота подчинена рыночным отношениям. По наблюдениям Джеймса Добсона, американцы считают красоту золотой монетой, а ум — серебряной. Европейцы более чувствительны к эстетике образов. Так, французы говорят: «Красота лучше всякого рекомендательного письма». Внешность для россиян издавна считается средством формирования первого впечатления. Русская народная пословица гласит: «Встречают по одежке, а провожают по уму», что соответствует традиционно высокому цензу образования. Так что российским менеджерам в вопросах оформления внешности приходится искать компромисс между идеологией Запада и традициями своего народа.
Подписывайтесь на мой канал!
Еще больше о психологии личности, творчества и моды на моем сайте www.mayakiloshenko.com
Там же Вы можете записаться на мои авторские курсы, семинары и консультации, в частности, по созданию личного бренда. Добро пожаловать!