Найти в Дзене
Давыдов.Индекс

Онлайн-обучение. Это так плохо? Или еще хуже?

Mail.ru Group учит уроки.

— Сразу хочу сказать, что любые рассуждения о переводе на удаленное обучение в средней школе –это чистая провокация. Как говорил президент России Владимир Путин на заседании Совета по образованию еще в июне этого года, как крайняя мера в ситуации пандемии, когда нет других возможностей производить обучение, и на непродолжительный период этот вариант возможен. Но на постоянной основе переводить школьников на дистанционное образование в нашей стране никто и никогда не будет.

Если такое произойдет, мы, фактически, потеряем будущее поколение. Мы превратим его в поколение обезличенных потребителей, которые не будут понимать, кто они, где и зачем вообще появились на этот свет. Потому что школа – это не только источник знаний, но и учебно-воспитательное учреждение, в котором осуществляется целый комплекс именно воспитательных мер. То есть самое главное – школа осуществляет подготовку будущего гражданина нашей страны. 

Важнейшей функцией школы и педагога является подготовка и формирования личности будущего гражданина. Поэтому превращение учителя в некоего тьютера или в придаток к компьютеру, к программисту, который будет закладывать программу в компьютер, будет означать, что учитель утрачивает функцию человека, формирующего личность будущего гражданина страны. И что мы будем получать в итоге, никто себе представить не может. 

Весьма вероятно, что получим мы огромную массу человекообразных обезьян, сидящих у компьютеров; обезьян, в которых будет напихано огромное количество информации. Они получат эту информацию, а что будут дальше с нею делать и каким образом ее использовать, неизвестно. Так что это чрезвычайно опасное явление, и мы действительно рискуем потерять нацию, народ, страну. Этого, конечно, хотят некоторые наши так называемые западные доброжелатели; их агенты влияния пытаются продвигать и пропагандировать эту идею на территории нашей страны. Но если подобное произойдет, это будет национальной трагедией для России.

Использовать методы и формы компьютерного обучения нужно, но только как один из элементов обучения. А в целом оно должно идти в очной форме при личном и конкретном участии учителя. Он должен играть ключевую роль в процессе, и ни о каком дистанционном обучении не может быть и речи. За исключением, может быть, кратких периодов наподобие периода сложной эпидемической обстановки или в особо труднодоступных местах – например, в районах Крайнего Севера – в период сезонного бездорожья. В это время детей бывает невозможно доставить в школу, так что они не могут общаться со сверстниками и педагогом, и остается только использовать формат удаленного обучения, чтобы ребенок не запускал учебы окончательно.

Кстати говоря, самые продвинутые в отношении компьютерного обучения страны – такие, как Япония, Южная Корея, Сингапур, Гонконг – не используются методы дистанционного обучения. Компьютерные методики ими используются, но личность учителя остается ключевой. Более того, там учитель считается чуть ли не равным священнослужителю, учитель является фигурой очень почитаемой – одной из ключевых в обществе. Поэтому обучение там строится исключительно на очном принципе, но с элементами использования компьютерных технологий. 

Делается это грамотно, очень разумно и взвешенно, без всяких перегибов. При этом активно используются методы именно личностного воздействия педагога на ученика и методы коллективного взаимодействия учеников, то есть работа ученика не только лично с учителем, но и в коллективе с такими же учениками. Школьников ведь надо учить общаться, жить в обществе. На удаленном обучении ребенок становится индивидуалистом – он не понимает, как вести себя с окружающими, как держаться в обществе. А это тоже важно.

Сергей Комков

президент Всероссийского фонда образования, академик Международной академии наук педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор газеты «Президент»