Найти в Дзене
Финансовая газета

Как технологии могут спасти рынок грузоперевозок

Оглавление

Руководитель цифровой логистической платформы Cargо.Run Тимур Каримов о том, почему система, которую он придумал еще 6 лет назад, стала актуальна только сейчас.

В последние несколько лет на рынке грузоперевозок сложилась ситуация, при которой ставки на грузоперевозки не растут, хотя расходы транспортных компаний увеличиваются по всем направлениям: топливо, запчасти, регулирующие системы, такие как «Платон», оплата труда и др. Разве что самые крупные и стабильные предприятия не оказались на грани рентабельности, это дало старт развитию цифровых логистических решений, которые помогают экономить.

Почему наша платформа «выстрелила» спустя 6 лет

До недавнего времени логистика была одной из самых консервативных отраслей. Логисты часто общались с водителями по телефону, причем им приходилось верить на слово, где находится машина и в каком она состоянии. Режим сна и отдыха тоже было сложно проконтролировать, как и расход топлива. Данные о перевозках фиксировались в эксель-таблицах (максимум – в 1С), все сопроводительные документы и документы на груз  были в бумажном виде. Поэтому транспортная компания могла получить оплату за груз только когда водитель возвращался из рейса и привозил их оригиналы. Тем не менее, высокая маржинальность транспортных компаний до поры до времени позволяла им не внедрять новые технологии, даже если они обещали экономию.

-2

Поэтому, когда мы создали первую версию системы CargoRun, практически никто из транспортников ей не заинтересовался. Нужно было потратить время на обучение сотрудников, внедрение и заплатить за сам софт, а в идеале – и за смартфоны для водителей, чтобы все могли пользоваться приложением. Взамен наш продукт предлагал оцифровать и автоматизировать все логистические процессы в компании. За счет этого логист может эффективнее вести в 2 раза больше машин, а компания - сократить операционные расходы, снизить порожний пробег и, как следствие, экономить. Система агрегирует внутри себя всю информацию об автопарке компании, о водителях и о направлениях грузоперевозки, по трекерам отслеживает весь его маршрут в режиме реального времени. Сравнивая плановые и фактические показатели рейса, система предупреждает о слабых местах в процессе грузоперевозки (водитель заехал в неоговоренную точку, были проблемы с маршрутом, поломка и пр.), рассчитывает экономику рейса, освобождая тем самым свободное время сотрудников для других задач. Производительность труда сильно вырастала, что тоже пугало потенциальных заказчиков: это означало, что тогда им нужно будет уволить часть работников, либо же как-то реорганизовывать работу в офисе, чтобы загрузить их новыми задачами.

Как «Платон» и цены на нефть способствуют цифровизации

В 2016 году транспортные компании не задумывались об оптимизации своей работы: новыми технологиями интересовались только единицы крупных игроков, некоторые из которых и стали нашими клиентами. Но потом изменения на рынке товаров и перевозок достигли критической точки: система «Платон», рост цен на нефть, зарплат водителей и внешнеэкономический кризис привели к тому, что в 2019 году наши заказчики всерьез стали считать деньги. Выяснилось, что источников для наращивания выручки практически не осталось (для этого требовался бы стабильный экономический подъем) – значит, нужно искать возможность снизить убытки. Главными источником этих убытков в логистике всегда были простои, перепробеги и перерасход топлива, на которых мы и сосредоточились при создании своего массового продукта.

У нас есть кейсы, при которых компания с автопарком в 200 машин за 3 месяца получила перепробег 60 тыс км из-за того, что не отслеживает маршрут в режиме реального времени. Если учесть, что километр для компании стоит в среднем 22 рубля – это более 1,3 млн рублей утерянной прибыли. Возможные причины такой ситуации - несоответствие маршрутов. Водитель может «по пути» заехать куда-то по своим делам или к родственникам, а это могут быть дополнительные 150 км пробега и 10 часов простоя. Или просто выбрать неоптимальное место для сна и отдыха. В первый месяц после внедрения нашей системы эта компания сократила перепробег до 15 тысяч километров, сэкономила 700 тыс рублей и продолжает экономить ежемесячно.

Еще одна «больная» для логистов тема – простои. Зафиксированный нами рекорд – почти 4 суток простоя при стоимости заявки 29 рублей за километр. В нашей платформе можно видеть статус каждой машины (в пути, ждет загрузки, простаивает без заявки в городе и тд.). Начав следить за количеством простаивающих машин и теми, кто ими управляет, руководитель может выявить целый ряд нарушений. Например, что логисты отправляли машины тем клиентам, которые и так нарушили лимиты по дебиторской задолженности. Срок погашения дебиторки тоже можно снизить с помощью современных технологий. Например, через наше приложение водитель может отправить скан документов с выгрузки логисту, чтобы тот заранее убедился в их корректности и комплектности, не дожидаясь того когда он доедет до своего офиса и привезет оригиналы, чтобы отправить данные на оплату.