Пассажирские перевозки с самого зарождения этого бизнеса в конце 1980-х были, с одной стороны, благодарным и очевидным, а с другой стороны — сложным делом. Деградация муниципального транспорта по всей России после распада СССР была всем очевидна, и вакуум не могли не заполнить частные перевозчики, которые стали спасением для жителей постсоветского пространства. «Маршрутки» заполонили города и пригороды, стали чем-то вроде символа эпохи. Но одновременно шел другой процесс — повышение благосостояния граждан, расширение парка частных автомобилей. С укреплением экономики в 2000-х этот процесс только ускорился. Объем перевозок пассажиров всеми видами общественного транспорта в России с 2000 по 2020 год снизился, по данным Росстата, более чем в два раза. И наземный нерельсовый транспорт также оказался уязвимым. Если в 2000 году на автобусах и маршрутках было совершено 23 млрд поездок, то в 2019 — только 10,6 млрд.
На наземный нерельсовый транспорт приходится почти 60% всех поездок, совершаемых на общественном транспорте
Сильнее сократились показатели только у трамваев и троллейбусов, которые в целом по России вымирают: за тот же период число поездок на них упало в пять раз. Их доля была поделена между автомобилями, автобусами и маршрутками. Несмотря на автомобильный бум, все же именно наземный нерельсовый транспорт — основа транспортной системы страны. На него приходится почти 60% всех поездок, совершаемых на общественном транспорте. Да и в целом процесс сжатия автобусного сообщения тормозится. Влияет не только сокращение темпов автомобилизации, но и логика развития крупных городов, и легализация маршрутных такси, многие из которых были в тени (муниципальные маршруты сокращались, на смену им шли никем не учтенные нелегальные перевозчики, в результате чего статистика показывала снижение пассажиропотока, которого на самом деле не было).
Делая ставку на общественный транспорт, необходимо улучшать его качество
Хотя автобусное сообщение начало расти еще до принятия этих мер, так что политика властей в данном случае просто ускоряет естественный процесс. Делая ставку на общественный транспорт, необходимо улучшать его качество. В том, что касается муниципальных автобусов, решение понятно: закупать более современные и совершенные транспортные средства, оснащать их системами контроля, отлаживать общую систему управления транспортными потоками и автобусами на маршрутах. С частными перевозчиками сложнее — на них приходится воздействовать косвенно.
Власти сейчас обеспокоены в первую очередь безопасностью, комфортабельностью и подотчетностью маршрутных такси. Изучив опыт зарубежных мегаполисов, чиновники пришли к выводу, что для всех частников нужно создать единое правовое поле и единые стандарты, а пассажиру должно быть все равно, на каком транспортном средстве он передвигается, частном или муниципальном, — все условия поездки и качество обслуживания должны быть стандартными. Как в странах Европы, должны действовать и единые билетные решения, и единая маршрутная сеть. В конце 2014 года было принято решение о реформировании отношений с коммерческими перевозчиками, которое продолжается до сегодняшнего дня. Они должны будут работать по контракту с городом, обеспечивая качество обслуживания, которое принято в городском транспорте, принимая для оплаты городские билеты (включая льготные). Доходы от продажи билетов будут поступать полностью в городскую казну, а город будет отчислять перевозчикам определенные суммы, предусмотренные контрактом.
Плохая новость для неэффективных перевозчиков: контракты с городом будут заключаться по результатам конкурсов, в которых будет тем больше шансов победить, чем выше качество оказания услуг. Хорошо знающие город и правила водители, современный комфортабельный подвижной состав — все это важные факторы, которые помогут выиграть. Умение грамотно выстроить работу тоже важный фактор, несмотря на то что будут заключены контракты с гарантированной оплатой. Ведь по их условиям 30% от вознаграждения, которое город платит перевозчикам, находится в зависимости от количества перевезенных пассажиров.
Что такое комфортабельный автобус ? Это транспортное средство, оснащенное системами обогрева и кондиционирования, с удобными информационными табло, считывающими устройствами для билетов, экологичное (стандарт «Евро-5»), доступное для инвалидов. И желательно не старше двух лет. Немногие автобусы сейчас соответствуют всем этим критериям.