Что такое битая ссылка
С ошибкой 404 ты наверняка сталкивался. Переходишь по ссылке, а вместо ожидаемой информации — код и подпись: «Страница не найдена». Это значит, что сам сервер найден, но страницы с таким адресом на нем по какой-то причине нет. Ссылка, переход по которой вызывает ошибку 404, называется битой: она ведет на несуществующую страницу и должна быть устранена, чтобы не мешать продвижению и не вводить в заблуждение пользователей.
Откуда берутся битые ссылки
Есть несколько причин, из-за которых на сайте появляются линки на несуществующие страницы. В основном это:
· ошибки при написании самой ссылки;
· удаление или изменение адресов страниц;
· серверные сбои.
Чаще всего ошибки появляются после изменений в структуре сайта. Если ресурс большой и страниц на нем много, вебмастер запросто может не заметить несколько линков: забыть удалить неверные, не поменять на правильные. В результате появляется ссылка, ведущая на страницу, которая уже не существует: имеет новый адрес или удалена полностью. Переходя по ней, пользователь видит ошибку 404. Не стоит забывать и о человеческом факторе: контент-менеджер или вебмастер могут ошибиться, вводя ссылку. Одна небольшая опечатка приведет к появлению URL на несуществующий адрес.
Как битые ссылки вредят сайту и продвижению
Любая ошибка не лучшим образом сказывается на SEO. Если ведущих в никуда линков становится слишком много, это начинает серьезно влиять на качество раскрутки. Так происходит по нескольким причинам, как техническим, так и чисто поведенческим:
· пользователи оказываются обмануты в ожиданиях и, не найдя нужной информации, уходят с сайта с пустыми руками;
· поисковая система анализирует ресурс и замечает большое количество ошибок, что, в свою очередь, влияет на рейтинг сайта и на его позиции в выдаче;
· битые ссылки вредят внутренней перелинковке. Авторитетность страницы-донора, на которой размещаются URL, падает с каждым новым линком, а неработающая ссылка уменьшит авторитет, не принеся взамен полезного распределения веса.
Битые ссылки и краулинговый бюджет
Существует мнение, что 404-я ошибка плохо влияет на продвижение еще и из-за поведения поисковых систем. Существует понятие краулингового бюджета, то есть усилий, потраченных поисковым роботом на анализ сайта. Этот ресурс ограничен, и некоторые считают, что робот проигнорирует важные страницы за счет несуществующих. Сегодня это признано мифом: сами сотрудники поисковых систем говорят, что бюджет краулера ошибки с кодом 4хх не уменьшают. Кроме так называемых ошибок 404 SOFT, выдающих ответ 200 вместо 404: они действительно влияют на краулинг. В любом случае оставлять сайт с большим количеством битых ссылок не стоит: безотносительно краулингового бюджета они уводят пользователей и снижают доверие к ресурсу.
Когда проводить поиск битых ссылок
· В первый раз искать ошибки на сайте нужно, когда ты только начинаешь его продвигать. Ресурс, на котором еще не проводилась оптимизация, обычно полон сбоев и неполадок, начиная с непрописанных метатегов и заканчивая огромным количеством недочетов. Задача оптимизатора — по возможности ликвидировать их, чтобы улучшить репутацию сайта для поисковой системы.
· Любой активный ресурс меняется, поэтому поиск ошибок 404 и прочих неполадок должен стать регулярной традицией. Чем больше сайт, тем больше вероятность, что где-то случится сбой и тем чаще придется проводить проверку. Это должно войти в привычку. Если забыть о ней, ошибки начнут накапливаться, что плохо скажется на продвижении.
· Регулярность зависит от нескольких факторов: размеров сайта, его активности и направленности. Новостной ресурс должен проводить проверку не реже раза в неделю, редко обновляющийся интернет-магазин или визитка — примерно раз в месяц.
Как найти битые ссылки
Для маленьких сайтов проблема не стоит. Их администраторы могут просто просмотреть все страницы вручную или с помощью поисковой системы. Но даже для нескольких десятков ссылок работа уже становится излишне долгой, и без современных средств помощи не обойтись. Инструментов, облегчающих жизнь SEO-специалисту, существуют десятки, и для удобной работы стоит ориентироваться хотя бы в основных. В целом алгоритм выглядит так:
· с помощью специальных программ или плагинов ищутся ошибки 404;
· проверяются доноры, с которых получены ссылки на эти несуществующие страницы;
· ошибки исправляются тем или иным способом.
Основная сложность — внешние URL, полученные со сторонних сайтов. С ними не всегда получается что-то сделать, остается заботиться о внутренних.
Программы для проверки
Арсенал поискового оптимизатора включает в себя важный софт, который всегда должен быть под рукой. Это не только облачные интернет-сервисы и надстройки для браузеров, это еще и десктопные программы. В основном сканеры, проверяющие страницы сайтов на разнообразные ошибки и анализирующие страницы. Какой из нескольких инструментов выбрать, зависит только от твоего желания и предпочтений.
Xenu’s Link Sleuth. Известная программа для SEO-специалистов, сканирующая все страницы целевого сайта. Ее важный плюс — бесплатное использование и отсутствие ограничений. Изначально этот инструмент создавался только для поиска битых ссылок, но сегодня его отчетами можно пользоваться и для других задач оптимизации:
· поиска слишком больших изображений;
· нахождения страниц с отсутствующими или неправильно прописанными метатегами;
· анализа размера сайта и многого другого.
При запуске Xenu’s Link анализирует весь сайт, и это можно считать минусом. Проверка всех страниц занимает немалое количество времени, особенно если ресурс большой, и к долгой работе программы следует быть готовым. Интерфейс у утилиты не самый удобный, но довольно простой: с помощью гайдов разберется даже новичок. Работает программа исключительно с системой Windows.
Screaming Frog SEO Spider Tool. Еще один известный инструмент оптимизаторов. Он считается даже более популярным, чем предыдущий, рассчитан на широкий спектр задач и позволяет проводить полноценный технический аудит сайта. Основная проблема работы с этой программой — сложность: в многообразии ее функций можно потеряться, и поэтому новичкам стоит сначала изучить мануалы по работе с утилитой.
· Существуют платная и бесплатная, ограниченная, версии программы. Без оплаты можно проверить до 500 URL.
· В отличие от более простой Xenu’s Link здесь можно выбирать, какие поддомены сканировать и какие данные (картинки, скрипты, стили и т. д.) исключать из проверки.
· Screaming Frog выпускается для всех трех популярных ОС: Windows, Linux, macOS.
Учти, что утилиты, особенно ее бесплатной версии, недостаточно для проверки сайта с огромным количеством страниц, но для небольших и средних ресурсов она подойдет прекрасно.
Netpeak Spider. В отличие от предыдущих двух эта программа сугубо платная. Бесплатно предоставляется триал-версия на 15 дней, которой хватит на одну или две проверки. Дальше утилиту придется покупать. Она удобная, дает возможность проводить комплексный SEO-аудит всего сайта и очень функциональна. Это не просто проверка ссылок, это полноценный инструмент оптимизатора.
- Программа может работать с большими сайтами от 100 тысяч страниц.
- Количество видов ошибок, которые можно найти с помощью утилиты, исчисляется десятками. Битые ссылки — их малая часть.
- Если ты новичок, программу понадобится изучать углубленно. В ней много возможностей, но некоторые из них сугубо профессиональные, и погружаться в них без понимания SEO бессмысленно.
Есть версии для операционных систем Windows и macOS.
Онлайн-сервисы для поиска поломанных ссылок
С десктопными программами работать удобно не всегда и не всем. Ряд сервисов для SEO-специалистов существует в режиме онлайн и предоставляет те же возможности. Это и сервисы от поисковых систем, и сторонние утилиты, платные и бесплатные решения — выбор на любой вкус. Хороший тон — проверять ресурс сразу несколькими программами, чтобы точно исключить вероятность ошибки.
Яндекс.Вебмастер и Google Webmaster. Основное средство оптимизатора — панели поисковиков. Подключение этих ресурсов к своему сайту практически обязательно для любого специалиста по продвижению, так что, если ты этого еще не сделал, стоит начать прямо сейчас. Они дают возможность не только проверять ссылки, но и быстрее переобходить изменившиеся страницы, отслеживать авторитет и вес сайта, делать много других важных для продвижения вещей.
· В Google Webmaster нужную опцию можно найти по пути «Сканирование» — «Ошибки сканирования».
· Сервис от Яндекса чуть менее интуитивен. В нем список ошибок 404 ищется во вкладке «Индексирование сайта» — «Исключенные страницы».
Пользоваться можно и нужно обоими сервисами: их данные полезны для продвижения под конкретную поисковую систему. Например, в Яндекс.Вебмастере можно посмотреть показатель ИКС, за которым важно следить при раскрутке.
Serpstat. Сайт, полный утилит для SEO-специалистов. Можно и провести технический анализ сайта, и найти ошибки, и просмотреть список внешних ссылок — ресурс предоставляет функции на любой вкус. Доступ к сервису условно бесплатный, но без регистрации и подписки возможности ограничены. Если есть желание пользоваться им постоянно, придется купить подписку. С учетом того, насколько полезен ресурс, платный аккаунт — выгодное вложение: с его помощью можно анализировать позиции в выдаче, сравнивать их с конкурентами, собирать семантическое ядро.
SEOTO.ME. Интуитивно понятная, удобная онлайн-программа с широким SEO-функционалом, но с платным доступом. Сервис заточен под внутреннюю оптимизацию сайта: помогает искать ошибки, находить слабые места, проводить аудит, анализировать ресурс и работать с надстройками поисковых систем. Создатели платформы разработали еще несколько программных решений для поисковой оптимизации, если есть желание, можешь с ними ознакомиться.
SE Ranking. Платформа, собравшая в себе множество инструментов для SEO. Позволяет проводить технический аудит, искать не только битые ссылки, но и, например, непрописанные метатеги и программные сбои. Доступ платный, но с лихвой компенсируется возможностями, которые предоставляет программа. Основной минус: полный анализ сайта требует времени, зато и информацию сервис выдаст максимально полную.
Плагины для сайтов
Существуют как плагины, которые встраиваются в сам целевой ресурс, так и SEO-расширения для браузеров. В первом случае тебе необходимо иметь доступ к административной панели сайта и понимать особенности его движка. Например, для WordPress существует Broken Link Checker, плагин, который сам ищет битые ссылки и сообщает о них. Более простой вариант — расширения для браузера. Check My Links для Google Chrome точно так же занимается поиском нерабочих URL, но работает только с одной страницей за раз. Весь сайт, особенно большого размера, через него не проверишь.
Что делать с битыми ссылками
Нашел неработающую ссылку? Теперь нужно что-то с ней делать. Оставлять ее на месте нельзя: даже если проблема не в случайной опечатке и так просто избавиться от 404 не получится, придется что-нибудь придумывать. Вариантов, как поступить, в целом несколько в зависимости от ситуации.
Устранить причину. В большинстве случаев достаточно избавиться от ошибки, которая привела к появлению битой ссылки. Вебмастер забыл исправить ссылку на правильную, хотя адрес страницы изменился? Достаточно поменять URL. Страничку, на которую ссылались, удалили за ненадобностью? Можно стереть линк или заменить на актуальный. Опечатка? Никаких проблем: ее с легкостью можно исправить. Основная сложность — понять, в чем именно причина. Отличить нерабочую ссылку от других помогут утилиты, о которых говорилось выше, но только ты сам сможешь понять, почему именно она не работает.
Настроить редирект. Еще один подводный камень: устранить причину не всегда просто или не всегда возможно. Например, изменилась URL-структура сайта или тот переехал на новый движок. Или битая ссылка ведет не на страницу, а на какой-то файл, и просто так избавиться от нее не выходит. В таких случаях настраивается редирект. Делается так, что переход по нерабочей ссылке автоматически перенаправляется на другую, работающую как надо. Результат — пользовательские факторы не теряются, поисковые системы при грамотной настройке воспринимают перенаправления нормально. Редирект настраивается через файл .htaccess, в который добавляются строки по такому шаблону: Redirect 301 (неработающая URL) (действующая ссылка).
Такие строчки понадобится прописать для каждой битой ссылки, которую не получится исправить своими руками. Если боишься или не хочешь делать это сам, обратись к программистам или техническим специалистам.
Связь с внешними ресурсами. Самая сложная часть — что делать, если битая ссылка нашлась не внутри твоего сайта, а где-то на другом? Ответ: связываться с владельцами того, другого ресурса и просить удалить неработающие URL. Если внешний сайт трастовый и авторитетный, ссылочная масса на нем имеет большой вес: значимо даже небольшое количество линков. Договариваться с администраторами других ресурсов — решение и тогда, когда ссылка с твоего сайта ведет на чужую 404.
Лайфхаки для работы с ошибкой 404
· Не забывай использовать инструменты оптимизатора. Неважно, что тебе удобнее — веб-ресурс или полноценный софт для продвижения, важно грамотно пользоваться своими методами.
· Устраивай проверки регулярно. Помни, что чем больше сайт, тем больше на нем ошибок, а если ресурс еще и активно развивается, количество сбоев без постоянной слежки будет только расти.
· Помни, что совсем избежать ошибки 404 не получится. Случайный пользователь сайта может опечататься, набирая адрес, и попасть на «Страница не найдена». Такие ситуации нужно обрабатывать.
· Стандартная 404 вызывает отторжение у пользователей, поэтому хороший тон — создавать собственную версию страницы с ошибкой и перенаправлять на нее все такие случаи.
Борись с ошибками всеми возможными способами — наблюдай за взлетом своего сайта в топ. Или обратись к профи: пусть они помогут тебе.